Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Цифровизация ритейла в условиях постпандемии
Совершенствуя детали 1 год назад

Цифровизация ритейла в условиях постпандемии

На вопросы о новых или адаптированных ИТ-инструментах, которые предлагают вендоры продуктовой рознице для функционирования в мире «постапокалипсиса», отвечает Александр Черкавский, методолог по решениям в области управления данными компании «Витте Консалтинг», эксперт по цифровой экономике РАНХиГС

Какие специфические ИТ-инструменты для борьбы с постэпидемическим кризисом в ритейле вам попадались за последнее время? Если можно, назовите самый удивительный/странный.

Экзотические, удивительные и странные ИТ-инструменты не должны применяться в крупных организациях. Их обычно долго и дорого внедрять, поддерживать и развивать. В кризис такие издержки видятся слишком большой роскошью. Если уровень зрелости позволяет, то можно применять хай-тек с западных рынков, но это большая редкость. Фокус на инструментах опасен, поскольку не позволяет их эффективно применять для решения задач бизнеса. Помимо инструментов, нужны методология цифровизации, политики по работе с информацией, специалисты с современными компетенциями, а также совершенно новая культура работы с информацией.

Действительно ли ритейл нуждается в каком-то новом ИТ-инструментарии, чтобы выжить в мире постпандемического «апокалипсиса»?

Информационные технологии нужны, как ни странно, для работы с информацией. Существуют разные технологии, классы информационных систем, но их применение зависит от целеполагания организации. Если цель – «выжить», то надо понять, как сокращать издержки и увеличивать продажи с помощью информации. Если есть ясность по целям и информационным активам – довольно просто подобрать необходимый инструментарий.

Сейчас на рынке появились такие предложения, как регистрация соблюдения социальной дистанции, бесконтактное измерение температуры тела с помощью тепловизионных камер и тому подобные. Будут ли они пользоваться спросом среди ритейлеров? Или это решения-однодневки, которые планируется внедрить исключительно на хайпе?

Эти решения не связаны с основными процессами ритейлеров. Вдобавок, спрос на них создан искусственно. Когда санитарные требования к ритейлерам перестанут поддерживаться государством – сопутствующие решения станут никому не интересны.

Некоторые эксперты опасаются того, что карантин будет не один, и эпидемия проявится волнообразно. За какие инструменты лучше всего хвататься продуктовой рознице, чтобы подготовиться? С чего лучше начать – с платформы для онлайн-продаж, решений для организации магазинов без персонала, видеонаблюдения, IoT, развития бесконтактных платежей, мобильных приложений?

В ритейле основное сейчас – это онлайн-продажи. Чтобы их поддерживать, нужно также внедрить комплекс стратегических коммуникаций для эффективного вовлечения клиентов. Онлайн-продажи требуют реализации специфической бизнес-модели. Для чего, в свою очередь, нужна специальная программа цифровизации. Речь идёт об изменениях, поэтому универсальных рекомендаций не последует.

Что бы вы предложили ритейлу для работы во время и после пандемии?

Критичным фактором успеха в условиях пандемии станет наличие подготовленных сотрудников, из которых можно сформировать команду цифровизации. Уже эта команда будет достигать поставленных целей. Я бы предложил план обучения сотрудников, оценку уровня зрелости цифрового развития, подготовку концепции и стратегии цифровизации, подготовку методики цифровизации. Причём все перечисленные мероприятия обычно выполняются с участием не только консультантов-методологов, но и с вовлечением обученных сотрудников организации. В жизни это приводит к тому, что топ-менеджмент организации прекрасно понимает: во что он вкладывает деньги при цифровизации; как и что требовать или спрашивать с исполнителей в ходе реализации программы.

А будет ли вообще продуктовый ритейл в ближайшее время смотреть в сторону ИТ? Или предпочтут сэкономить и пустить средства на что-то другое?

Если фокус будет на конкуренции за клиентов, то без реализации программы цифровизации не обойтись. Следует учитывать, что ИТ напрямую не связаны с цифровизацией. Цифровизация – это про создание ценности для организации, для этого новые информационные технологии могут и не понадобиться. Если организация сфокусируется исключительно на снижении издержек, то ИТ не будут востребованы, и проекты развития будут приостановлены. Сейчас на рынке уже так и происходит.

Как вам кажется, пандемия выявила какие-то проблемы ИТ-экосистемы в целом, если брать сферу именно продуктовой розницы? Если да, то какие это проблемы?

В ходе недавнего мониторинга российского рынка выявлен низкий уровень зрелости цифрового развития из-за фокуса на хайповых технологиях и технических вопросах. В организациях есть программное обеспечение, аппаратное обеспечение. А методологического обеспечения и информационных менеджеров – нет. Бизнес не понимает, как данные связаны с успешностью организации. Поэтому во всех организациях существуют проблемы с целеполаганием для цифровизации, с оценкой соответствующих инвестиционных проектов и с исполнением.

Вопросы для b2b издания задавала Наталья Николаева.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
2 месяца назад
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
www.vittecon.ru, руководитель направления PR и маркетинговых коммуникаций
8(495)7771095
Информационные технологии

Cозданный в 2014 г. в структуре ГК АЙТЕКО бренд фокусируется на внедрении цифровых технологий для решения бизнес-задач в сфере управления производственными и информационными активами, реализации систем управления цифровыми предприятиями и развитием цифровых платформ в интересах новых бизнес-моделей компаний www.vittecon.ru




Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>