Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Социальные сети: тёмная сторона общественного блага

Социальные сети: тёмная сторона общественного блага

Сначала определения:

Социальными интернет-сервисами буду называть совокупность сервисов социальных сетей и блог-сервисов различных информационных порталов, позволяющих создавать сайты для публикации сообщений, комментирования их, обмена мнениями на форумах и др.

В блогосферу включаю пишуших, читающих и комментирующих сообщения, сами блоги, блог-сервисы и их обслугу.

Что и зачем исследую

За блогосферой и социальными сетями активно слежу с начала 2008 (13 февраля 2008 сделал мой первый LJ-блог; в эти дни основное внимание - моим сайтам о научных результатах [1-3]).

С 2008 технологии блогов и сообществ используются мной в учебном процессе (в занятиях со студентами МИРЭА, обучающимися на базовой кафедре Института проблем информатики РАН). С тех пор (в сочетании с применением IP-технологий) удалось существенно усовершенствовать учебный процесс.

Исследования социальных интернет-сервисов веду как профессионально занимающийся методологическим обеспечением разработок информационных технологий: занимаюсь этим и как разработчик системы знаний информатики СИНФ [1], и как преподаватель, и как научный консультант по информатике и автор статей БРЭ.

Не стану много говорить об известных плюсах социальных интернет-сервисов, предоставляющих возможности незамедлительной сетевой публикации мнений, обмена суждениями и др.

На популярных блог-сервисах размещают сайты не только разработчики информационных технологий, программных и аппаратных средств s-среды [1], но и другие ИТ-профессионалы, не упускающие возможности сообщить о своей продукции.

Растёт блог-представительство различных компаний, банков и др. участников экономической деятельности.

Обзаводятся блогами СМИ, подтягиваются и политики, деятели искусств и др. 

О правилах дискуссии (не только сетевой)

В дискуссиях считаю недопустимыми:

  • анонимность [любой материал (включая рецензии) всегда подписываю, давая возможность ответить; иначе - какая ж это дискуссия Smile];
  • обсуждение участников дискуссии (в любой форме: славословие, поношение или что-то ещё); 
  • участие посторонних в дискуссии профессионалов (например, в научной дискуссии достаточно предъявить пару ссылок на статьи или книги, опубликованные в профильных изданиях); посторонние должны иметь возможность задать вопросы профессиональным участникам дискуссии, используя, например, электронную почту.

О путающихся в социальных сетях

Запутавшихся в интернет-силках любителей "поговорить" считаю, прежде всего, пострадавшими.

Но есть среди них и вредоносцы: кочующие по форумам хамы, воинствующие энтузиасты "чего-нибудь нетрадиционного" (науки, образа жизни и др.).

Найдя себе подобных, они объединяются и активно включаются в производство сетевого мусора. Есть основания полагать, что производители и распространители сетевого мусора - это, прежде всего, изувеченные стремлением к повышению своих "сетевых показателей" (чисел посетителей, "френдов", "лайков" и др. приманок для тянущихся к известности).

Не так многочисленны, но очень "трудолюбивы" и неотвязчивы самоутверждающиеся в "сетевой сваре". Их забанивают, прогоняют с форумов, останавливают бдительные модераторы. Но они регистрируются в других местах и справляют свою нужду на новом месте.

Обитают эти "трудолюбы" в популярных форумах и комментариях к наиболее читаемым сообщениям (спустя некоторое время сообщение, на которое указывает ссылка, перестанет быть наиболее читаемым, и обитатели комментариев переместятся).

Сетевой мусор: что это и как образуется

Сетевой мусор дезориентирует недостаточно подготовленных пользователей, мешая развитию образовательных, коммерческих и других сервисов.

Сайты о "чём-то паранормальном", сайты разжигателей социальной вражды, форумы для соперничающих в хамстве - всё это сетевой мусор.

Спам - лишь часть сетевого мусора. О спаме и зарабатывающих на нём написано немало.

По мере развития блогосферы и социальных сетей нарастают потоки сетевого мусора, производимого по соображениям (или - без таковых), которые не относятся к коммерческим.

Вот неполный список типовых признаков некоммерческих производителей и распространителей сетевого мусора:

  • внимание-зависимые [делают всё, чтобы привлечь внимание (пишут привлекательное "абы что", размещают ссылки на чужое "абы что"); немалая часть - выкладывает непристойные клипы, фотоснимки, придуривается и шутит изо всех сил; есть среди них исполнители ролей правдорубов, отважных "невзирателей на лица" и других "народных героев", вещающих "неважно о чём", но всегда "ради народного блага" (и, конечно же, так, чтобы обратить на себя внимание)];
  • разжигатели социальной вражды (конфессиональной, национальной или др.);
  • самоутверждающиеся посредством хамства [в школьные годы они хамят, расписывая стены школьных туалетов; повзрослев - хамят в транспорте и др. общественных местах; интернет-эпоха открыла для "наиболее продвинутых" из них возможность хамить в форумах и комментариях ("отвагу" и "остроумие" они проявляют, как правило, "в подвалах" наиболее популярных сообщений, делая их ещё популярнее Smile)];
  • непризнанные "таланты" [знатные мутогоны*, раздолбатели теорий, технологий и др., утверждающие "что-то своё" (но не посредством публикаций в профессиональных изданиях и обсуждений в профессиональных сообществах); короче - "ПЕТРИКанцы", бОльшая часть которых может служить образцами для подражания самоутверждающимся посредством хамства];
  • нуждающиеся в "поговорить" [их нужда неутолима: в доинтернетную эпоху они справляли её посредством разговоров по проводным телефонам (предпочитая служебные), разговоров в курилках, на кухнях и др. местах; появление мобильников принесло "счастье" относительно обеспеченным нуждающимся в "поговорить"; с развитием блогосферы и технологий социальных сетей возможности справить нужду в "поговорить" стали ещё обширнее и доступнее].

Что же делать?

Ведь не только "цветные революции" и "британские беспорядки" инициируются, организуются и популяризируются производителями сетевого мусора (начинают разжигатели социальной вражды, а разносят по сети внимание-зависимые и нуждающиеся в "поговорить").

Потоки сетевого мусора, посвящённого насилию, сексуальной разнузданности и др. разлагающей дряни, нарастают с небезопасной скоростью.

Стремясь к повышению рейтингов, владельцы сетевых средств социального взаимодействия противятся даже очевидно необходимым ограничениям, которые могли бы уменьшить потоки сетевого мусора.

Платные аккаунты и смс-подтверждения

Конечно, ни платные аккаунты, ни смс-подтверждения (при аутентификации и публикации сообщений и комментариев) не остановят злоупорных разжигателей социальной вражды и др. "принципиальных" мусорогенераторов и мусороразносчиков.

Платные аккаунты и смс-подтверждения всего лишь немного упростят задачу обнаружения наиболее вредоносных источников и распространителей сетевого мусора и отсекут часть сетевых пакостников.

Замечания о платности и бесплатности

Известно, что склонность пакостить является родной сестрой жлобства, мать которых - серая зависть.

Так что, ...при введении даже "символической" платности немалая часть сетевых пакостников, придушенная "жабой", из мусорописателей и мусоропереносчиков перейдёт в ряды сетевых читателей.

Определение части материалов, которые можно читать бесплатно - прерогатива владельца сетевого средства социального взаимодействия.

А как же бедные студенты, пенсионеры и др. малоимущие Frown?

Нет социально симпатичного ответа на этот вопрос.

Социально несимпатичный ответ: малоимущим гражданам, не мыслящим свою жизнь без сетевого писательства, придётся включить задачу покупки права публикации в сетевых средствах социального взаимодействия в число задач, решаемых при планировании своих бюджетов.

Об управлении комментариями

  • Если возможности писать и читать комментарии к сообщению определяет его автор, вредоносцы лишены вариантов проявить себя. 
  • Автор, конечно же, должен иметь возможность открывать, скрывать и удалять комментарии к своим сообщениям.
  • Любителей писать и читать комментарии к чужим сообщениям нецелесообразно лишить этих возможностей. В своём блоге каждый из них должен иметь возможность активировать раздел "Комментарии к недоступным сообщениям". Чтобы хлопотливая жизнь нежеланных комментаторов (с их самопревознесениями, сварой и примирениями) протекала бы нестеснённо.Smile
  • В кабинете недоступного сообщения, представленного ссылкой, нежеланный комментатор и его "братья по пристрастию" могут отвести душу (в пределах, определяемых только модератором сетевого средства социального взаимодействия).

Марину я узнАю по ошибкам: пример

После публикации в июне 2009 первой статьи о модели нормализованной экономики (НЭк-модели) [см. раздел Литература статьи Нормализация денежной системы и банковской деятельности] на посвящённых НЭк-модели сайтах объявилось несколько обструкционистов.

Рвались они затеять дискуссию в стиле "А зачем всё это?!".

Не дождавшись взаимности автора, бригада "сопровождающих НЭк-модель" обструкционистов довольно быстро распалась.

Но один из них продолжал сохранять "верность НЭк-модели": стал он менять личины (кем только не назывался в своих комментариях: даже Мариной).

Только не хватало ему "чего-то нужного", чтобы изменить стиль изложения и не повторять одни и те же грамматические ошибки.

Вместо заключения

Конечно, мои оценки и рекомендации - не есть что-то безусловно "общеполезное" и лишённое "вкусовых предпочтений" Smile.

________

* Пример мутогонства (из философского сетевого словаря)

"АНТИИНФОРМАЦИЯ

Бесструктурно-тонический (бесструктурно-тоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная данность - это менее интенсивное иррациональное, являющееся подобием (по тону, а не структуре) более интенсивного, предельного или запредельного иррационального, Антиинформационное всегда содержит в себе момент ожидания и тоновую лестницу потенцирования интенсивности. Субъективное антиинформационное ненасыщенно и проявляется в реальных мистических ощущениях."

______________________

Тематически связанные записи:

Рекомендуемые ресурсы

1. ИНФОРМАТИКА: s-моделирование

2. Модель нормализованной экономики (НЭк-модель)

3. Сообщения блога Изобретателя НЭк-модели (CNewsКлуб)

____________________________

Это сообщение - на ленте новостей CNews 8 авг. 2011 (скриншот).

S-экономика S-моделирование

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
https://economics2014ru.wordpress.com, Ведущий научный сотрудник
Образование и наука

Ильин Владимир Дмитриевич

Доктор технических наук, профессор. 

Автор монографий (Система порождения программ. М.: Наука, 1989; Основания ситуационной нформатизации. М.: Наука, 1996 и др.) и статей по информатике и экономике.

В.Д. Ильин (страница на Общероссийском математическом портале Math-Net.Ru)  




Забыли пароль?
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>