Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » "Ростелеком" может не успеть

"Ростелеком" может не успеть

Российский рынок услуг интернет-телефонии растет бешеными темпами, оставляя далеко позади любой другой телекоммуникационный сектор. По данным Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) , этими услугами пользуются уже более 5% москвичей, звонящих по междугородке. Хотя Минсвязи выдает лицензии на интернет-телефонию уже более года, лишь сейчас, когда потери телефонного трафика "Ростелекомом" стали ощутимыми, монополист дальней связи заинтересовался модной услугой. Демократизация дальней связи.

Интернет-телефония (IP-телефония) - услуга связи, базирующаяся на технологии передачи оцифрованной голосовой информации в сетях передачи данных (VoIP - Voice over IP). Абонент может разговаривать как с помощью компьютера, подключенного к Интернету, так и по обычному телефону. В последнем случае он звонит по местному (например, московскому) номеру на сервер обслуживающего оператора, переключает свой телефонный аппарат в тоновый режим и набирает международный номер. По интернет-каналам сигнал передается на другой сервер IP-телефонии, расположенный в стране вызываемого абонента. Далее сигнал снова поступает в местную телефонную сеть. Таким образом, связь по самому дорогому - международному - участку происходит без участия традиционных телефонных компаний.

Из этого вытекает главное рыночное преимущество IP-телефонистов: их тарифы на междугородные и международные звонки гораздо ниже тарифов "Ростелекома" или любого другого традиционного коммерческого оператора. Например, абонентам "Комстара" звонок в США обходится от $0,65 в минуту, абонентам Golden Telecom - от $0,50 в минуту, в то время как средние тарифы у операторов сетей IP-телефонии колеблются в районе $0,12 - 0,16. Недостатком IP-телефонии (впрочем, почти изжитым) является более низкое по сравнению с традиционной телефонией качество связи в случае недостаточной пропускной способности интернет-каналов.

Только в Москве работает несколько десятков операторов IP-телефонии, среди них наиболее известны компании "Корпорация О.С.С. ", RGC (сеть "Ринотел") , "Тарио Трейдинг Лтд" (Tario.net) , "Элвис-Телеком", "МТУ-Информ".

Распространение технологии IP-телефонии ведет к существенной демократизации отрасли связи - стартовые инвестиции для открытия узла связи не превышают $30 000.

Выбор диаспор.

Клиентами IP-телефонии становятся как частные лица (для них выпускают предоплаченные телефонные карточки, аналогичные интернет-картам) , так и крупные компании, которые, как правило, арендуют выделенные цифровые линии связи и через них подключаются к операторам. "Около 10% компаний в России пользуются услугами IP-телефонии, и это число растет, - говорит аналитик J`son & Partners Джейсон Фогарос. - Прирост абонентской базы с начала 2000 г. составляет от 25% до 30% в месяц". Операторы утверждают, что у новой услуги сейчас 200 000 - 300 000 пользователей.

Неудивительно, что эти пользователи генерируют трафик, заметный даже таким гигантам, как "Ростелеком". По официальным данным, ежемесячный трафик последнего составляет 400 - 500 млн минут. А у трех крупнейших компаний IP-телефонии - RGC, "Корпорации О. С. С. " и Tario.net - суммарный ежемесячный трафик достигает, по данным JХson & Partners, уже 10 млн минут.

"Мы начинаем кое-что отнимать у "Ростелекома", - говорит директор по маркетингу "Корпорации О. С. С. " Дмитрий Красильников. - Если процент москвичей среди пользующихся нашими услугами не так велик, то среди национальных диаспор - китайских, вьетнамских, армянских - доля пользующихся IP-телефонией достигает 80% ".

Хотя у операторов IP-телефонии есть точки присутствия во многих регионах, местные традиционные операторы связи, входящие, как и "Ростелеком", в холдинг "Связьинвест", не противодействуют развитию новой услуги. Скорее наоборот. "В российских городах точки присутствия Tario.net создаются нашими партнерами, а это зачастую местные предприятия электросвязи", - говорит директор "Тарио Трейдинг Лтд" Александр Смаль. Похожую схему сотрудничества примерно с 30 региональными операторами использует и "Корпорация О. С. С. ".

Немалое раздражение IP-телефония пока вызывает разве что у коммерческих операторов наложенных сетей. "Из-за отсутствия у них собственной сети качество их услуг ужасающее, - говорит об операторах IP-телефонии Вадим Журавлев, главный специалист по услугам передачи данных "Комстара". - Госсвязьнадзор и Минсвязи должны строже подходить к лицензированию таких компаний, ведь они живут только за счет сетей традиционных операторов и играют на "понижение цены" в ущерб качеству".

Менеджер по маркетингу RGC Андрей Шишло утверждает, что такими филиппиками борьба коммерческих операторов с IP-телефонией не ограничивается. "С телефонов некоторых компаний нельзя дозвониться по номерам доступа к нашим серверам, - говорит Шишло. - Особенно часто это делают "Комбеллга" и "Комстар". Мы жалуемся в Госсвязьнадзор, нас включают обратно, а потом ситуация повторяется в другой компании". Об аналогичных ситуациях рассказали сотрудники еще нескольких компаний-операторов IP-телефонии.

"Такое случается только в тех случаях, когда нарушаются условия договора с "Комстаром" по части предельных входящих или исходящих нагрузок, - отвечает на обвинения Журавлев. - Ни одна компания не подала иска в суд. Это означает, что "Комстар" действует строго по закону и борется за качество связи. К тому же такие ситуации очень редки".

Вне закона.

В нашей стране IP-телефония практически не регулируется. В законе о связи 1995 г. о ней нет ни слова. В Минсвязи только разрабатывают официальную концепцию развития таких сетей. Например, до сих пор не стандартизовано оборудование: аппаратное обеспечение, используемое разными операторами сетей IP-телефонии, зачастую несовместимо друг с другом. Нет даже четкой позиции по внедрению на таких сетях системы обеспечения розыскных мероприятий - СОРМ (например, в сети Tario.net СОРМ внедрен, а в сети "Корпорации О. С. С. " - нет). Поэтому в отношении IP-телефонии у "Связьинвеста" (и, соответственно, "Ростелекома") также нет официальных планов.

"Мы не занимаемся IP-телефонией и теряем трафик, потому что нет четкого плана развития этих сетей, - говорит директор Центра интернет-технологий "Ростелекома" (ЦИТ РТ) Виктор Гришкевич. - Как только появится государственная концепция и "Связьинвест" выработает соответствующий план внедрения IP-телефонии, мы тут же займемся ею в полном объеме". По словам Гришкевича, концепция развития сетей IP-телефонии в настоящий момент готовится рядом отраслевых институтов, в частности "Гипросвязью", ЛОНИИСом и ЦНИИСом. По словам Александра Смаля, по совместительству являющегося председателем рабочей группы "Интернет-телефония" АДЭ, предварительные варианты концепции уже рассылаются операторам.

Однако "Ростелеком" может опоздать с приходом на рынок. "К концу года темпы прироста абонентов IP-телефонии замедлятся, рынок будет сформирован", - говорит Фогарос. В этой ситуации неплохим выходом для "Ростелекома" будет покупка одного из операторов. Дмитрий Красильников из "Корпорации О. С. С. " сообщил корреспонденту "Ведомостей", что его компании уже поступало предложение "присоединиться или быть задавленными". Андрей Шишло заявил, что примерно таким же был и смысл предложения, сделанного "Ростелекомом" компании RGC. Виктор Гришкевич из "Ростелекома" все это отрицает, а Александр Смаль говорит, что пока информация о выходе "Ростелекома" на рынок IP-телефонии существует только в виде упорных слухов.

Даже в случае выхода "Ростелекома" на рынок смерть операторам сетей IP-телефонии не грозит. "За нами рынок звонков за рубеж, где мы работаем с иностранными операторами дальней связи, например с TeleGlobe и Telia, - говорит Андрей Шишло. - Да и в России мы кое-где обходимся собственными силами, а на некоторых направлениях работаем с "Транстелекомом".

Газета "Ведомости ", No203, 1 ноября 2000



Релиз опубликован: 2000-11-01
Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
19 лет назад
Комментарии
Другие публикации
RU,



Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>