Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Ретроспектива в QA: как эффективно выявлять и решать проблемы
Более 18 лет обеспечиваем качество ПО 1 месяц назад

Ретроспектива в QA: как эффективно выявлять и решать проблемы

В сложившихся условиях неопределённости и паники важно уметь сосредоточиться на повышении эффективности своих команд.

Лучшие практики по оптимизации проектного менеджмента на долгосрочную перспективу показывают: чтобы бизнес продолжал приносить запланированные результаты, QA-менеджерам и руководителям команд стоит периодически задавать себе следующие вопросы:

  • «Как мне успешно вести проект и непрерывно улучшать свои показатели?»
  • «Как оперативно отслеживать и гибко реагировать на изменения внешних и внутренних условий: бизнес-целей клиента, ситуации на рынке, атмосферы внутри команды?»
  • «Есть ли на проекте скрытые проблемы, которых я не вижу, но которые могут принести существенный вред?»

В этой статье опытные специалисты в области качества a1qa делятся, как метод ретроспективы помогает увидеть часто встречающиеся проблемы и как решить большинство из них.

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМ НА ПРОЕКТЕ

Вдобавок к получению ответов на вышестоящие вопросы, проведение ретроспективы повышает для менеджера в QA прозрачность процессов на проекте и при этом вовлекает во внутреннюю культуру улучшений всю команду.

В зависимости от целей выделяют три вида ретроспективы:

  • Общая ретроспектива.

В ней участвует и принимает решения вся проектная команда без исключения (тестировщики, разработчики, бизнес-аналитики, дизайнеры и т. д.).

  • Проектная ретроспектива.

Проводится в рамках конкретной проектной команды или внутри команды по тестированию отдельно от разработки и других подразделений. Она может подготавливать участников к общей ретроспективе либо проходить как отдельное мероприятие для улучшения процессов и решения специфических проблем.

  • Внутренняя ретроспектива.

Менеджер может проводить ретроспективу для себя после окончания работ на проекте, чтобы проанализировать и структурировать свой опыт «по горячим следам». Это позволяет закреплять и применять успешные практики управления в будущем.

В зависимости от размера проекта, команды и количества проблем частота проведения ретроспективы может варьироваться от одного раза в неделю до одного раза за весь срок проекта (например, при его завершении). Но наиболее эффективной она является при регулярных повторениях, например, раз в две–три недели по окончании итерации.

Кроме того, ретроспектива может проводиться:

  • в конце определённой фазы проекта;
  • после каждой итерации (для Agile-программ);
  • при завершении проекта;
  • в любой момент при возникновении проблем.

Как правильно настроить процесс и что учесть для получения максимального результата? Читайте далее, чтобы узнать.

ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ РЕТРОСПЕКТИВЫ

Стандартно ретроспектива начинается с этапа «открытия», который помогает настроить команду на рабочий лад, чтобы каждый участник мог спокойно и конструктивно высказывать своё мнение и вместе с остальными членами команды работать над поиском оптимальных решений.

5 этапов ретроспективы

Для этого применяются warm-up-техники и игровые элементы (карты, кубики), так как геймификация положительно сказывается на результатах. На этапе сбора мнений каждому участнику предлагается вспомнить прошедший отрезок времени (итерацию, релиз) и ответить на три вопроса:

  • С какими задачами команда справилась удачно?
  • Выполнение каких задач не было успешным?
  • Какие ошибки можно исправить?

Это наиболее распространённый вариант, но существуют и другие. Например, подход Starfish предлагает основываться на следующих пунктах:

  • Start doing: что нужно начать делать.
  • Stop doing: что нужно прекратить.
  • Continue doing: это хорошо работает, нужно продолжать делать.
  • More: этим активностям нужно уделять больше внимания.
  • Less: на эти активности нужно тратить меньше времени.

Собрав таким образом обратную связь от всех участников проекта, общая картина становится очевидной, и определить сильные и слабые стороны становится проще. Также становятся ясны ценности команды и можно проверить, приятен ли социально-психологический климат, есть ли скрытое недовольство.

Далее следует самый продолжительный этап ретроспективы, когда участники обсуждают каждую проблему и генерируют идеи, как её можно решить. Однако прежде чем перейти непосредственно к поиску вариантов решения, стоит сосредоточиться на самых главных для проекта трудностях, отсеяв мелкие и незначительные.

Сделать это можно с помощью голосования, когда каждый участник выбирает от одного до трёх пунктов, наиболее важных для него самого и для проекта. Количество голосов зависит от размера команды и объёма собранного материала на предыдущем этапе.

Проблемы, набравшие наибольшее количество голосов, признаются высоко приоритетными. Затем команда фокусируется на их обсуждении и старается найти наиболее выгодные пути решения (обычно это происходит в формате brainstorm).

По окончании обсуждения составляется план действий, где каждой приоритетной проблеме соответствует набор конкретных шагов. Также очень важными моментами плана является назначение ответственного и ожидаемой даты исправления для каждого пункта.

После этого остаётся провести закрытие ретроспективы, поблагодарив всех участников за их вклад в улучшение процессов, и убедиться, что все результаты задокументированы. Для фиксирования обсуждений можно использовать любой удобный инструмент. Главное, чтобы у каждого участника был доступ ко всем материалам и артефактам ретроспективы.

ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕТРОСПЕКТИВЫ

Ретроспектива длится от 1 до 3 часов, в зависимости от размера команды и продолжительности итерации. Чтобы сделать мероприятие более продуктивным, каждому участнику стоит заранее подготовить свои пункты и собрать идеи улучшений.

Важно сделать ретроспективы интересными, чтобы они не стали очередной рутинной задачей, а команда была мотивирована на конструктивное обсуждение и совместный поиск лучших решений. Например, можно использовать такие виды практик, как голосование для выбора Captain Sprint – человека, который лучше всего проявил себя во время спринта; обсуждение по методу «Шести Шляп»; геймификация с помощью Лего и другие.

Читайте продолжение статьи по ссылке: https://www.a1qa.ru/blog/retrospektiva-v-qa-effektivno-reshaem-problemy-na-proekte/


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
7 495 640-89-38
Информационные технологии

a1qa – ведущий провайдер услуг в сфере тестирования ПО в Восточной и Центральной Европе. Клиенты a1qa – международные компании, представляющие различные домены бизнеса. Штат сотрудников составляет более 800 инженеров по тестированию. Компания предоставляет полный цикл услуг по тестированию ПО (производительность, безопасность, миграция и многое другое), консалтинг по вопросам обеспечения качества, бизнес-анализ, проводит автоматизацию тестирования.

В России офисы и центры тестирования компании расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Рязани.

Контакты:

info@a1qa.ru

Подробную информацию об услугах компании можно получить на сайте a1qa.ru.




Забыли пароль?
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>