Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Новые ориентиры для открытого бюджета регионов: экспертный обзор
Возможность размещать посты на проекте остановлена

Редакция CNews готова принять пресс-релизы компаний на адрес news@cnews.ru.

Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.

Новые ориентиры для открытого бюджета регионов: экспертный обзор

В сентябрьском номере журнала «Бюджет» вышла публикация Эксперта БФТ – руководителя направления Департамента методологии, анализа  и консалтинга Компании БФТ Анастасии Гармашовой. В своей статье автор исследует ситуацию по открытости бюджетных данных в регионах РФ: приводит подробную статистику и отмечает перспективы для развития системы открытого бюджета. Рассказываем коротко о ключевых моментах.

 

КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГ

Открытости и прозрачности бюджетного процесса сегодня уделяется повышенное внимание на всех уровнях бюджетной системы. Немаловажную роль сыграл в этом рейтинг субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных. Он стал инструментом, который обозначает приоритетные направления и основные вопросы раскрытия бюджетных данных, помогает региону оценить свои сильные и слабые стороны, спланировать дальнейшие шаги.

В настоящее время оценка проводится по девяти разделам рейтинга, охватывающим все этапы бюджетного процесса:

  1. первоначально утвержденный бюджет;
  2. внесение изменений в закон о бюджете;
  3. промежуточная отчетность об исполнении бюджета;
  4. годовой отчет об исполнении бюджета;
  5. проект бюджета и материалы к нему;
  6. бюджет для граждан;
  7. финансовый контроль;
  8. публичные сведения о деятельности государственных учреждений;
  9. организация работы общественного совета.

Существует десятый раздел – создание условий для повышения открытости бюджетных данных в субъекте Российской Федерации. По нему с 2019 года проводится апробация, поэтому пока полученные результаты не учитываются при подведении итогов.

ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА

Средний балл по всем регионам в итоговом рейтинге вырос с 37,1 % в 2015 году до 62 % в 2019 году, а количество регионов с очень высоким уровнем открытости данных увеличилось с 4 до 21.

В 2019 году впервые один из регионов, Чувашская Республика, смог набрать 100 % от максимально возможного количества баллов с учетом баллов за лучшую практику. Два региона (Краснодарский край и Красноярский край) пусть и не набирают максимум, но стабильно входят в группу с очень высоким уровнем открытости данных на протяжении последних 5 лет. Традиционно удерживают лидирующие позиции Московская, Сахалинская, Оренбургская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край.

Также растет количество регионов, которые набирают максимальное количество баллов по отдельным разделам. Прежде всего, стоит выделить Белгородскую область (разделы 1, 2, 3) и Республику Адыгея (разделы 1, 4, 7), которые смогли достичь максимума по трем разделам из 9 и итогового высокого уровня открытости бюджетных данных. В целом у 44 регионов есть хотя бы один раздел с максимальным количеством баллов.

КАКИЕ ОТМЕЧАЮТСЯ ПЕРСПЕКТИВЫ 

К сожалению, при общем росте открытости данных, сохраняется разрыв между регионами с минимальной и максимальной суммой баллов. Таким образом, с одной стороны, есть регионы, которым явно недостаточно заданных показателей рейтинга и требуется оказание дополнительной методологической поддержки. С другой стороны, есть регионы, которые выполняют практически все требования, и для дальнейшего развития и роста уровня открытости данных им требуются новые ориентиры. Что может ими стать, что еще можно оценивать в рамках рейтинга?

Во-первых, это учет в рамках рейтинга десятого раздела, проходящего апробацию и касающегося ведения на территории региона регулярной деятельности по обеспечению или повышению уровня открытости бюджетных данных и стимулирования к указанной деятельности органов местного самоуправления.

Во-вторых, представление информации в простой и понятной форме, становится новой тенденцией. Теперь недостаточно просто обеспечить открытость информации, важно представить её таким образом, чтоб она была понятна гражданам, не имеющим профессиональной подготовки в области управления общественными финансами и не требовала значительных временных затрат на поиск и анализ.

В-третьих, необходима оценка не только количественных, но и качественных показателей, позволяющих оценить вовлеченность граждан. Важно оценивать востребованность публикуемых материалов, популяризировать материалы о бюджете.

ЧТО В ИТОГЕ 

В настоящее время регионам требуются новые ориентиры для обеспечения дальнейшего роста уровня открытости бюджетных данных. Они должны быть, прежде всего, основаны на переходе от простого предоставления информации к активному вовлечению граждан в бюджетный процесс. При определении этих новых ориентиров большую роль играет изучение опыта по вопросам открытости данных передовых регионов, оценка востребованности применяемых ими механизмов со стороны граждан и иных получателей информации. Для механизмов, доказавших свою эффективность, в рейтинге целесообразно сформировать новые показатели оценки, что будет напрямую стимулировать регионы к их внедрению.

 

Источник: журнал «Бюджет».

Полную версию статьи читайте по ссылке.

 

 


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
2 года назад
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
http://www.bftcom.com/ , Специалист
Информационные технологии

Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) – российский разработчик проектных решений на базе собственных методологических и программных продуктов для государственного сектора и бизнеса

Компания БФТ создана в 1997 году.

Решения Компании БФТ входят в Единый реестр российского ПО.

Центры технической поддержки и офисы Компании БФТ работают в 20 субъектах Российской Федерации.

Продуктовая линейка Компании охватывает следующие направления:

  • Управление государственными финансами
  • Управление закупками
  • Управление активами
  • Госуслуги (автоматизация деятельности МФЦ)
  • Труд и занятость

Линейка решений Компании БФТ также включает спектр программных продуктов для коммерческих организаций и консалтинговые услуги.

Результатом многолетнего сотрудничества Компании БФТ с органами федеральной и региональной государственной власти стало внедрение централизованных решений масштаба региона в 21 субъекте РФ и успешная реализация более 5 300 проектов в 80 регионах и более чем 9 500 муниципальных образований РФ, а также в Республиках Беларусь и Казахстан.

Проекты федерального уровня реализованы в Федеральном казначействе, Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, Министерстве транспорта Российской Федерации, Министерстве по развитию Дальнего Востока, Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), Фонде социального страхования Российской Федерации.

Компания БФТ сотрудничает с такими общественными организациями, как:

  • Союз финансистов России (СФР)
  • Союз развития государственных финансов
  • Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам (ГОС)
  • Объединение компаний-разработчиков программного обеспечения России «РУССОФТ»
  • Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»

Компания БФТ входит в состав:

  • Рабочих групп Минфина России по вопросам совершенствования государственного (муниципального) контроля, по развитию проекта «Бюджет для граждан», а также по повышению доступности качества государственных (муниципальных) услуг.
  • Экспертной группы при Координационной комиссии по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
  • Экспертного совета по программному обеспечению при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
  • Ассоциации Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт».

Компания БФТ входит в ТОП-100 ведущих IT-компаний по результатам рейтингов информационно-аналитических агентств Cnews Analytics и Tadviser.

В течение шести лет Компании БФТ получает звание «Лучший поставщик в сфере информационных технологий».

Контакты:

129085, г. Москва, ул. Годовикова, д.9, стр.17

Телефон: +7 (495) 784-70-00       

Электронная почта: ineed@bftcom.com

Официальный сайт: https://bftcom.com/




Забыли пароль?

Редакция CNews готова принять пресс-релизы компаний на адрес news@cnews.ru.

Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.