Редакция CNews готова принять пресс-релизы компаний на адрес news@cnews.ru.
Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.
В 2016 году компания «Деснол Софт» внедрила разработанную ею систему управления ремонтами 1С:ТОИР в Иркутской нефтяной компании. В период с 2016 по 2019 год в ИНК значительно повысились показатели эффективности: коэффициент технической готовности (КТГ) насосного оборудования вырос с 65% до 98%, КТГ компрессорного оборудования — с 45% до 99%, а экономия планового бюджета на закупки оборудования составила 40%. В 2020 году развитие системы продолжается. В этой статье Виктор Кайдалов — специалист по модернизации информационных систем ООО «Иркутсткая нефтяная компания» — расскажет о том, как в 2020 году совместно с компанией-разработчиком «Деснол Софт» были организованы мобильные чек-листы обходов на месторождениях для регистрации значений контролируемых показателей и повышения контроля качества обслуживания критичного оборудования. Вы можете посмотреть видео или прочитать статью — как пожелаете.
Иркутская нефтяная компания является одним из крупнейших независимых производителей углеводородного сырья в России. Группа компаний ИНК занимаются геологическим изучением, разведкой и добычей углеводородного сырья на месторождениях и участках недр в Восточной Сибири — в Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае.
Мы ежегодно увеличиваем объемы геологоразведочных работ и добытого углеводородного сырья, внедряем инновационные решения для интенсификации добычи, совершенствуем политику в сфере экологии, охраны труда и безопасности производства. В числе важных проектов развития — автоматизация и цифровизация процессов производства и управления активами.
Наш проект по созданию мобильных чек-листов для ТОИР, о котором мы расскажем ниже, как раз находится в сфере автоматизации управления активами.
Проект был выполнен в продолжение сотрудничества между компанией-разработчиком «Деснол Софт» и Иркутской нефтяной компанией. (Подробнее о сотрудничестве и проекте автоматизации управления активами в ИНК читайте в статье «Как Иркутская нефтяная компания на треть увеличила КТГ и сэкономила 40% бюджета на закупках оборудования, решив проблему простоев с помощью системы 1С:ТОИР».
Рассказывая о том, как был организован проект разработки мобильного приложения «Чек-листы ТОИР», в первую очередь давайте обратим внимание на важные решения, которые необходимо было принять перед стартом разработки.
Что мы поняли с самого начала? Если вы делаете разработку мобильного приложения для мастер-системы, вам придется несколько перепроектировать саму мастер-систему. В нашем случае 1С:ТОИР. То есть вносить некие доработки, создавать новые рабочие места и так далее. Потому что по сути мы создаем новый процесс, который вовсе не обязательно должен быть заложен в мастер-систему.
Это, конечно, касается корпоративной разработки.
Поэтому перед нами стояли следующие задачи.
Еще один интересный момент касается мобильных устройств.
Далеко не всякое мобильное устройство подойдет и будет удобным в тяжелых производственных условиях. Мы находимся в Иркутстке, шестом по величине городе Сибири. Климат у нас со значительными перепадами температур. Поэтому далеко на всякая техника выдержит. Так что мы долго выбирали и наконец выбрали устройства, которые нам подходят.
Принимали во внимание следующие факторы.
Третий момент — выбор операционной системы. В нашем случае это Android. Понятно, что с учетом большого количества ограничений на iOS, вариант с iOS мы даже не рассматривали.
И, наконец, выбор платформы для разработки мобильного приложения.
Мы пробовали сделать приложение самостоятельно с помощью другого стороннего подрядчика, но у нас это не получилось. Поэтому мы обратились в компанию «Деснол Софт», у которого был и есть опыт разработки на мобильной платформе. И с учетом перспектив развития, которые мы видим для нашего решения, мы выбрали мобильную платформу 1С.
Разрабатывая мобильное приложение, тем самым мы поставили для себя цель повысить контроль качества критичного оборудования. Именно для этого нам нужны были автоматизированные чек-листы обходов.
Отсутствие автоматического отображения в существующем программном продукте данных о состоянии критичного оборудования по итогам обходов сильно тормозило нас, не позволяло получить тот уровень достоверности данных и оперативности их поступления, который необходим. Особенно с учетом специфики производства нефтепереработки, где мы постоянно имеем дело с высокими рисками.
А теперь давайте перейдем к нашему мобильному решению.
Сперва немного об интерфейсе. «Деснол Софт» по нашей просьбе сделал брендированное приложение — в нем мы используем наши корпоративные цвета. Основная задумка по интерфейсу — минимализм и простота, чтобы ничего не отвлекало от работы.
Важным функционалом приложения является считывание NFC-меток для идентификации оборудования. Для этого мы пользуемся приложением NFC-ридер, ранее созданным (в Android Studio) под работу с уже использующимися у нас метками. То есть NFC-ридер и мобильные «Чек-листы ТОИР» — это два разных приложения на устройстве.
Ведение журналов обмена можно вести как на мобильном устройстве, так и в 1С:ТОИР. Это позволяет быстрее выявлять проблемы в обмене, за счет этого обеспечивается независимая настройка уровня детализации для каждого узла. Очистка старых записей происходит автоматически.
Теперь давайте посмотрим на то, за счет чего обеспечивается функционал маршрутов обхода оборудования.
У нас есть плановые обходы, график которых известен заранее. Указывается продолжительность обхода и способ планирования (интервал между обходами). А также указываются объекты обхода (ОР, то есть объекты ремонта) и список измеряемых показателей для этих объектов. Показатели могут быть качественными и количественными. Предусмотрена возможность задать особые указания к показателю с прикреплением картинок.
Для планирования обходов в 1С:ТОИР создано автоматизированное рабочее место «Планировщик обходов». Здесь есть графики, статусы, а также возможность просматривать актуальную информацию по каждому обходу.
Если в процессе обхода зафиксирована неисправность на оборудовании, через мобильное приложение в ТОИРе автоматически формируется документ «Неисправность». Этот документ также был разработан в ходе проекта, чтобы отразить наш бизнес-процесс.
Итак, как происходит работа с маршрутами обхода оборудования в мобильном приложении?
На приложение поступают push-уведомления о предстоящем плановом обходе. Пользователи мобильного приложения — это машинисты и операторы. Задача обходчика — пройти чек-лист по оборудованию в соответствии с заданием, установить все параметры, которые есть на оборудовании и внести их в планшет.
Когда формируются маршруты обхода, у нас есть точки контроля с нормативными показателями. Если машинист вносит показания с отклонениями (это у нас «маркеры внимания»), в 1С:ТОИР автоматически формируется соответствующий документ.
При выполнении обхода пользователь обязан считывать NFC-метки, это позволяет автоматически открыть маршрут обхода, а также является подтверждением того, что он посетил все заданные объекты.
Считанные и несчитанные метки автоматически отображаются в планировщике обходов. При необходимости у пользователя есть возможность создания внепланового обхода прямо на устройстве. Приложение позволяет идентифицировать состояния предыдущих обходов: сколько обходов из списка выполнено. Есть контроль «маркеров внимания»: показатель «Не норма» устанавливается при наличии отклонения от базовых значений. При установке «маркеров внимания» есть возможность дополнить описание данными.
Для отображения информации о планировании работ по ключевым операциям для критичного оборудования, работ по сложным эксплуатационным операциям в рамках проекта «Деснол Софт» произвел разработку новых форм элементов справочника «Технологические карты».
Техкарта содержит технологические операции. У нас же появилась потребность в создании в системе элементов справочника «Технологические операции» с признаком «Операция СЭО/КО». КО означает «критичный объект». Мы добавили в элемент справочника «Технологические операции» вкладку «Особые указания» с конкретными рекомендациями по выполнению техопераций для критичных объектов.
Эти мероприятия, как вы понимаете, направлены на усиление параметров надежности. Для критичного объекта ремонта также могут быть переработаны список и график регламентных мероприятий. На основании этих специальных технологических карт также создаются объекты обхода, которые выполняются в мобильном приложении. При обходе ведется учет ключевых показателей, важных для критичного объекта ремонта.
При обходах критичных объектов предусмотрены следующие возможности.
Обновление происходит автоматически. Для этого необходимо в настройках чек-листов в 1С:ТОИР загрузить новую версию приложения и при следующем подключении мобильных устройств к 1С у них всплывет сообщение об обновлении. После подтверждения на устройстве приложение обновится.
В системе автоматизировано создание обходов, согласно установленным параметрам, которые, в свою очередь, попадают на мобильные устройства оперативного персонала.
Данные из мобильного приложения поступают в мастер-систему для анализа. Отклонения по критичным объектами также фиксируются и отображаются и в системе, и в мобильных устройствах.
Сейчас с обходами работают четыре газовых подразделения. Работают уже год. В общем и целом, задействованы 9 планшетов.
Мы активно готовимся к тиражированию решения, для этого было приобретено 80 защищенных мобильных устройств. Так что количество пользователей в ближайшее время у нас увеличится почти в 10 раз. Рассчитываем на то, что эффект и польза от мобильного решения также вырастут кратно.
Редакция CNews готова принять пресс-релизы компаний на адрес news@cnews.ru.
Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.