Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Продуктовым командам метрики не нужны
11 июля вебинар "Управление рабочим процессом команды разработки через метрики" 5 месяцев назад

Продуктовым командам метрики не нужны

Модное течение последних лет заключается в отказе от управления проектами в пользу управления продуктами. Долгое время мы пытались получать ценность от информационных технологий (и, соответственно, от ИТ-специалистов и ИТ-руководителей) с помощью проектного подхода: назовём важное изменение проектом, запланируем, выделим ресурс, постараемся уложиться в ограничения. В некоторых случаях срабатывало хорошо, в последнее время — не очень. Теперь ставку делают на управление продуктами как интересную и перспективную альтернативу.

Где продукты — там и команда. Необходимо сильно ограничить область ответственности, выделить и закрепить ресурс на 100% времени, посадить всех рядом, объявить единую цель, начать работать по новым принципам организации труда. Без этого всего управление продуктом будет номинальным, а тогда и пользы случится не больше, чем от проектного подхода.

Так мы приходим к продуктовой команде.

Среди всех возможных управленческих вопросов работы такой команды выделим один — измерение. Многие считают, что без измерений управлять нельзя. Это, разумеется, заблуждение. Следующий тезис является более точным: продуктовой команде метрики не нужны. Попробуем его обосновать, используя три аргумента.

Начнём с рассмотрения утверждения, приведённого на один абзац выше, в классике формулируемого так: нельзя управлять тем, что не измеряешь. Авторство приписывают Питеру Друкеру, авторитет которого, разумеется, под сомнение никто ставить не собирается. Но есть три нюанса: во-первых, оригинальная цитата звучит так: «If you can’t measure it, you can’t improve it». Согласимся, что между manage и improve всё же есть разница, отсюда вывод — вполне можно управлять (manage), не измеряя.

Во-вторых, П.Друкер такого никогда не утверждал. Напротив, он утверждал ровно обратное: «It is wrong to suppose that if you can’t measure it, you can’t manage it – a costly myth».

В-третьих, примеры управления, в том числе успешного, не опирающегося на измерения, видны повсюду. Далеко ходить не нужно, эксперимент будет коротким. Посчитайте, какая доля из сотен решений, которые вы, ваши подчинённые и ваши руководители приняли на прошлой неделе, основана на объективных данных? Согласимся, что в лучшем случае 10-15%, отсюда снова вывод — вполне можно принимать решения, то есть управлять, не опираясь на данные, то есть ничего не измеряя.

Рассмотрим второй аргумент. Не следует забывать, что измерение продуктовой команды — это противоестественно, ведь команда есть группа людей. У людей, в отличие от машин, бизнес-процессов и CMDB, есть мнения, устремления, мотивация и прошлый опыт. Всё это подсказывает той самой группе, что как только начнут измерять — жди беды в виде KPI, SLA, уменьшенной квартальной премии и прочих неприятностей. Никто в таких условиях продуктивно работать не станет, мотивация снизится, отсюда вывод — не нужно расстраивать специалистов творческих профессий какими-то там метриками. Станет только хуже.

Наконец, третий аргумент, наиболее сильный. Что именно, собственно говоря, измерять в продуктовой команде? Процесс? Не интересно, да и некому, ведь настоящая продуктовая команда работает без начальника, а значит метрики процесса некому анализировать, некому делать выводы. Измерять результат? Так это невозможно. Мартин Фаулер, уважаемый эксперт, ещё в 2003 году доказал, что в ИТ в целом и в разработке ПО в частности невозможно измерить продуктивность. Хуже того, М.Фаулер утверждает: «The reason we can't measure productivity is because we can't measure output». То есть, буквально — невозможно измерить результаты. Это знает каждый, кто пытался оценить в рублях или иных разумных единицах измерения результаты работы продуктовой команды. Поток мелких доработок в продуктах, ориентированных на внешних клиентов (сайты, мобильные приложения и прочее модно-технологичное), невозможно объективно сопоставить с изменением бизнес-показателей. А доработки внутренних систем (ERP, MRP, Supply Chain, АБС и прочее устаревшее) тем более никак нельзя соотнести с экономической эффективностью компании.

Итак, двигаясь в сторону продуктового подхода, про метрики можно забыть. Продуктовой команде они не требуются. Сойдёт и так.

Чуть более подробно на данную тему я буду рассуждать вслух на конференции «Корпоративный DevOps», которая пройдёт в Москве в ближайший вторник, 26 ноября.



Источник: https://realitsm.ru/?p=31082


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
Информационные технологии



Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>