Редакция CNews готова принять пресс-релизы компаний на адрес news@cnews.ru.
Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.
Великая Отечественная война длилась, как известно, не один год. И событий за это время произошло столько, что обстановка кардинально поменялась с 1941-го по 1945-й год. От опасности, что немцы займут Москву, до перелома в Сталинграде и довольно-таки быстрого передвижения по Европе бойцов РККА – до взятия Рейхстага.
Соответственно, отношение к пленным у советских солдат было далеко не одинаковое в разное время.
Но не только время играло свою роль.
В фильмах про войну – в российских и советских – показывают, как немцы среди пленных ищут коммунистов, комиссаров – идейных людей. Это они зря, с учетом того, что война была народной.
Русские солдаты тоже хуже относились к тем, кто воевал, скажем так, не по призыву, а по убеждениям. Например, в СС. Эти люди редко могли рассчитывать на пощаду. И бывали случаи, когда солдаты СС старались избавиться от формы/знаков, свидетельствующих, что они входят в состав не Вермахта.
Если все же ориентироваться на время, то изначально злобы к немцам мало кто испытывал. К пленным немцам.
Скорее, было любопытство. Свою роль сыграла телеграмма Георгия Константиновича Жукова, направленная начальникам фронтов и военных советов. В ней указывалось, что СССР воюет с немецкими империалистами, а не с пролетариями. Остановимся на этом подробнее.
Как вы, наверное, знаете, в 1918 году в Германии тоже была революция. Но там не случилось так, как в России. Кайзер, конечно, потерял власть. Но пролетариат править страной не стал. Это было большое расстройство для большевиков. Очень уж они надеялись, что в Германии всё будет так же, и, объединив усилия пролетариев двух стран, а, может, и не двух, можно будет строить Земшарную Республику.
Не случилось. Тем не менее, большевики были уверены, что западное общество делится на буржуазию и пролетариат. Была уверенность и в том, что немецкий пролетариат насильно заставляют воевать.
В принципе, так и было. Только вот германские рабочие и крестьяне не очень-то думали о революции, не собирались объединяться с коммунистами. Скажу так, что красных у немцев было не так уж много.
Поэтому телеграмма Жукова вызывает двоякое ощущение. С одной стороны, действительно, на Восточном фронте было огромное число немцев, которые не рады были «командировке» в СССР. Простому работяге, допустим, пришла повестка. Он и воевать не хочет, и отказаться не может. С другой стороны, такие вот люди выполняли приказы своего командования с немецкой педантичностью. И германским пролетариатом советским бойцам воевать приходилось.
В песне «Комбат» солист группы «Любэ» - его лирический герой – обвиняет войну, говорит, что она «дурная девка». Человек на войне меняется – факт. И преступления на территории СССР совершали не только эсэсовцы, но и обычные солдаты, которые уверовали во вседозволенность.
Когда бойцы РККА прошлись по деревням, оставленным немцами, когда узнали, как это было, то мало у кого сохранились настроения в духе: «Воюем с буржуазией, а немецкие пролетарии – наши братья».
Были и самосуды, и… всякое бывало…
Но были и такие солдаты Гитлера, к которым, когда они попадали в плен, относились неплохо или, может, очень хорошо.
Это значит, что пленных не трогали, не думали расстреливать, давали им хлеба, делились махоркой, иногда – наливали. В Сталинграде было, когда советские солдаты снимали с себя шинели и набрасывали их на плечи пленных немцев.
Про город-герой и про то, как там обходились с военнослужащими Германии вспоминал Федор Ильченко – тот человек, который нашел Паулюса в Сталинграде.
Офицер Вермахта Вольфганг Морель вспоминал, как попал в госпиталь во Владимире. Там на немца мало кто смотрел со злобой. Как минимум, встречали нейтрально. А бывало, что угощали махоркой.
Было несколько категорий солдат:
1. Смельчаки и герои. Вспоминается подвиг Николая Сиротинина, который один очень долго держался против немецких танков и бронемашин. В конечном итоге, гитлеровцы ликвидировали бойца. Но они же хоронили Сиротинина со всеми почестями.
Советские солдаты тоже уважали смелых немецких военных. Так заведено на войне.
2. Если не уважали, то нейтрально относились к раненым бойцам. Рассуждали нехитро: «Если получил ранение, значит, не прятался, смело сражался, не какая-нибудь «штабная крыса».
Война – страшная, но интересная вещь. Там свои понятия. И есть, наверное, сила искупления кровью. Если был ранен – вроде как и простить нужно. Сюда приплюсую русский менталитет. Слабых нам жалко.
3. Не трогали тех, кто добровольно и целыми подразделениями сдавался в плен. Можно вспомнить 6 роту 849 полка 282 немецкой пехотной дивизии. Лейтенант Гайль, поняв, что шансов победить русских нет, посоветовал своим солдатам сдаваться. Дело было в 1943 году. И правильно посоветовал, потому что большинство из этой роты выжило и попало домой.
https://futurita.ru/history/history_2239.htmlИсточник: https://futurita.ru/history/history_2239.html
Редакция CNews готова принять пресс-релизы компаний на адрес news@cnews.ru.
Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.