Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Эволюция ИТ-аутсорса: каким должен быть надежный партнер по разработке
Возможность размещать посты на проекте остановлена

Эволюция ИТ-аутсорса: каким должен быть надежный партнер по разработке

Аутсорс или инхаус в ИТ-разработке? Как правило, бизнес выбирает тип модели исходя из своих задач, внутренних регламентов и бюджета. Те организации, которые выбрали путь аутсорс-разработки чаще всего используют его с целью оптимизации финансовых, временных затрат и концентрации собственных ресурсов на более приоритетных задачах. Компании, успешно использующие аутсорс-модель, отмечают снижение общих расходов организации до 25%.

В 2018 году, по данным Deloitte, бизнес пользовался услугами аутсорс разработки прежде всего для сокращения time-to-market, быстрого масштабирования и улучшения юзабилити продуктов. Статистика 2020 года показала, что приоритеты сменились и теперь сокращение финансовых издержек играет ключевую роль. Согласно отчету Global Outsourcing Survey report, 70% компаний применяют аутсорс-разработку с целью оптимизации затрат,  40% – получают больше гибкости, обращаясь к внешним ресурсам, 20% – по-прежнему используют услуги внешних экспертов для увеличения скорости релиза продукта. 

Данные аналитического агентства Statista подтверждают тенденцию. Больше половины бизнес-лидеров, а именно 59%, говорят о широком применении аутсорса с целью сокращения расходов. Остальные респонденты используют аутсорс-модель для того, чтобы уйти от микроменеджмента и сосредоточиться на бизнесе. 

События прошлого года, смещение фокуса на глобальную цифровизацию, растущий объем ИТ-задач, особенно в финтех-индустрии и дефицит компетентных кадров заставили многие компании внимательнее присмотреться к модели аутсорс-разработки и все чаще привлекать внешнюю экспертизу для реализации внутренних проектов.

Заказная разработка ПО прочно вошла в практику многих бизнесов, в частности в финсектор, о чем свидетельствует статистика CNews Analytics. Согласно исследованию, темп роста выручки  крупнейших поставщиков ИТ-услуг для финансовых организаций в последние годы остался неизменным, но совокупный оборот участников исследования впервые превысил 200 млрд руб. Такие показатели наглядно демонстрируют, что темпы инвестиций в ИТ со стороны финтеха будут только расти, а значит, вырастет и объем задач на разработку ПО.

Вместе в этим остается часть компаний, которая не пользуется услугами ИТ-аутсорса или пользуется ими ограниченно. Некоторые из них считают, что работа с  внешними командами ограничивает контроль процессов разработки и управлять такими процессами труднее, чем внутренними. Другие полагают, что аутсорс — это дорого и выгоднее использовать ресурсы штатных специалистов. Мнение, что только внутренняя разработка обеспечит продукт высокого качества также имеет широкое распространение.

Как правило, эти расхожие суждения вызваны негативным опытом, полученным при использовании аутсорс-услуг еще «на заре» этого вида деятельности в начале 2000-х гг. Но современная аутсорс-разработка ИТ-продуктов уже не имеет ничего общего с практиками 10–20-летней давности. Так каким же должен быть современный ИТ-аутсорс? И почему опыт прогрессивных компаний, использующих эти сервисы сегодня, радикально отличается от впечатлений первопроходцев 2000-х гг? Давайте разбираться.

Какие работы чаще всего отдают на аутсорс?

Рассмотрим самые распространенные виды аутсорс-услуг, которыми пользуются сегодня компании:

  • Выполнение отдельных блоков работ, зачастую на нерегулярной основе. Это может быть как модернизация существующих систем, с учетом текущих изменений и рыночных условий, так и комплексное создание продукта. Такой формат удобен, когда работа временная, а в штате нет нужной экспертизы и ресурсов для реализации задачи.
  • Аутстаффинг проектных команд или отдельных специалистов для определенного вида работ, например, аудит ИТ-систем или тестирование новых функциональных возможностей продукта. Аутстаффинг специалистов используется, когда требуется закрыть срочные задачи или усилить собственную команду.
  • Техническая поддержка и развитие программных решений, включая обслуживание ранее созданных ИТ-сервисов. Это может быть как временная техподдержка, так и постоянная, если, скажем, приложение нуждается в регулярном обновлении.

Широкий перечень возможностей показывает, что аутсорс-специалисты сегодня могут закрыть многие потребности бизнеса. Но оценить по достоинству плюсы  формата заказной разработки удается тем компаниям, которые имеют в партнерах надежную, проверенную аутсорс-команду, работа с которой максимально комфортна и продуктивна.

Особенности отношений с аутсорс-командами

Часто взаимодействие заказчика с внешними командами разработки проходит в рамках модели клиент – временный исполнитель. Очередной проект, будь то создание клиентских решений, веб-сервиса или мобильного приложения, означает отношения с новым подрядчиком. В каждом случае проектной работе предшествует процедура проверки поставщика услуг, согласование формальностей, подписание пакета документов и неизбежный период адаптации к особенностям бизнеса заказчика.

 К сожалению, такой способ работы часто не приносит ожидаемой продуктивности и оставляет у заказчика отрицательные впечатления. Product owner тратит время и ресурсы на организацию процесса, но в результате не получает желаемого результата, ввиду отсутствия должной вовлеченности внешних разработчиков в задачи клиента.

Этих сложностей можно избежать, выбрав для долгосрочных взаимоотношений надежного внешнего подрядчика. Успешное партнерство с ответственной аутсорс-командой не только развеет типичные опасения, но и перерастет в комфортные и выгодные для обеих сторон доверительные отношения. Заказчик получит проверенного подрядчика, который уже отлично знает внутренние процессы и готов обеспечить нужные ресурсы по первому требованию. 

Каким должен быть надежный ИТ-партнер?

Как же идентифицировать ответственного и добросовестного партнера, когда рынок насыщен сотнями аутсорс-компаний? И на какие качества ИТ-партнера следует обратить внимание организации, для которой передача продукта на аутсорс может стать ключевым фактором в конкурентной борьбе?

 

  • Компетентность, квалификация ИТ-специалистов

 

Самое важное – люди и бизнес-процессы внутри компании партнера. Высокие hard skills разработчиков могут привести к безупречному коду и архитектуре, но не всегда к созданию успешного продукта. В первую очередь успешность программного решения зависит от специалистов, которые его создают. Важно, чтобы аутсорс-компания формировала проектные команды не просто с релевантным опытом, но и с высокими soft skills. Все участники проектной команды должны осознавать цели бизнеса клиента, а не реализовывать проект строго по техническому заданию. Только такой подход позволит специалистам разработать продукт, способный превзойти ожидания заказчика. Сотрудники компании разработчика должны регулярно проходить курсы повышения квалификации, изучать новые практики и методологии, а также уделять особое внимание развитию soft skills. В компании разработчика должны систематически проводятся внутренние митапы, обучающие сессии, детальные разборы проектов по завершению и тренинги, ориентированные на развитие личностных компетенций.

Также, хорошей практикой будет работа с аутсорс-партнером, имеющим распределенные команды по всему миру. Это позволяет ИТ-подрядчикам оперировать лучшими мировыми практиками, т.к. в таких компаниях разработчики имеют возможность регулярно обмениваться опытом, новыми знаниями и использовать их в проектах.

 

  • Ориентация на задачи клиента, умение слышать

 

Распространенной практикой для ИТ-разработчиков является подмена заказного решения собственным шаблоном, который иногда именуется “отраслевым” или “типовым”. Далеко не всегда такие решения подходят заказчику, поэтому аутсорс-компания должна ориентироваться в первую очередь на потребности клиента. Чрезвычайно важно уметь не слушать, а именно слышать и вникать в задачи клиента, чтобы предложить заказчику оптимальное и эффективное решение из всех возможных.

Необходимо хорошо ориентироваться не только в пределах технического задания, но и на уровне понимания бизнеса заказчика. Получая задание нужно провести глубокий анализ продукта, изучить требования, погрузиться во все процессы. Надежная аутсорс-команда еще на этапе анализа сможет предугадать и обязательно сигнализировать клиенту о потенциальных сложностях в дальнейшем развитии продукта или выявить слепые зоны, даже если этой задачи не было. Такой партнер будет руководствоваться интересами клиента и всегда предложит наилучшее решение — включая ви́дение продукта, его архитектуру, состав команды и оптимальный расчет стоимости.

 

  • Вовлеченность и мотивация команды партнера

 

Мотивация и вовлеченность исполнителя влияет на конечный результат его работы. Поэтому руководители подразделений аутсорс-компании должны пристально следить за эмоциональным состоянием своих специалистов. Ежедневные созвоны, стендапы, синхро и 1:1 помогут почувствовать общий настрой подчиненного и при необходимости корректировать его загрузку, задачи, сформировать новые KPI, определить приоритетные векторы движения в работе,  разработать ИПР (индивидуальный плана развития) и т.д. Чем выше будет мотивация специалиста, тем эффективнее он сможет работать.

Степень вовлеченности разработчика в задачи клиента формируется в том числе развитием soft skills. Поэтому, HR-департамент аутсорс-компании должен уделять внимание не только повышению профессиональной квалификации сотрудников, но и концентрироваться на развитии личностный качеств. Задача HR-службы в этом случае – настроить работу в командах с ориентацией на клиента и, разумеется, на качество услуг. Проведение специализированного  обучения, модульных тренингов и профильных митапов должно было регулярной практикой. 

 

  • Открытость, готовность к диалогу

 

Очень часто «точкой входа» в аутсорс-команде является менеджер или руководитель проекта, который непосредственно управляет разработчиками, аналитиками, тестировщиками и дизайнерами. Некоторым заказчикам комфортна такая модель взаимодействия. Но большая часть клиентов хотят общаться напрямую с рядовым исполнителями проекта.

К сожалению, не все аутсорс-команды предоставляют такую возможность, опасаясь хантинга специалистов. Иногда аутсорс-компании знакомят участников проектных команд на собеседованиях, но дальнейшая коммуникация по-прежнему осуществляется через проектного менеджера. Задача надежного партнера – обеспечить заказчику комфортный формат взаимодействия и предоставить возможность прямой коммуникации с разработчиками при необходимости.

 

  • Гибкость, прозрачность

 

Какой бы компетентной, мотивированной и открытой ни была аутсорс-команда, серьезными  требованиями к ИТ-партнеру были и остаются гибкий подход к решению задач и прозрачность реализации задач. В рамках одного проекта текущие требования могут измениться несколько раз. В таких условиях требуется проявление гибкости со стороны аутсорс-партнера, скорость  адаптации к любым изменениям и оперативная генерация новых решений, исходя из текущих  условий.  

Один из главных страхов заказчика при передаче проекта на аутсорс – отсутствие прозрачности. Чтобы обеспечить клиенту комфортное сотрудничество, ИТ-разработчик должен быть готов работать в любом удобном для заказчика трекерах задач. Проектное управление в едином сервисе позволит компании не только оперативно передавать подрядчику новые данные или изменять требования к продукту, но и в любой момент видеть актуальные статусы по выполненным подзадачам. Такой формат взаимодействия обеспечит заказчику полный контроль над проектом и безопасную работу с ИТ-партнером. 

Заключение

Сейчас рынок ИТ-услуг предлагает различные форматы разработки. Заказчик имеет возможность выбрать по-настоящему удобную модель для решения конкретных задач бизнеса. На рынке уже существуют компании, которые готовы предоставлять не просто услугу, а полноценную партнерскую экосистему, где клиенту не нужно беспокоится и контролировать качество и сроки реализации задач. Для многих заказчиков такое партнерство становится и вовсе единственной работающей моделью ведения ИТ-проектов — и это, в свою очередь, мотивирует аутсорс-команды предлагать клиенту еще более удобные форматы сотрудничества.

Чтобы успевать за потребностями бизнеса, необходим постоянный и надежный  партнер, который обеспечит качественный ресурс для реализации задач бизнеса и поможет разгрести бэклог по первому требованию. Такое партнерство снимет с заказчика операционные вопросы и позволит топ-менеджменту сосредоточиться на стратегических целях бизнеса.

 

 

 

 

 


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Комментарии
Другие публикации
RU,
---

 

RedLab – партнер в создании и развитии ИТ-продуктов. Компания предлагает полный цикл разработки: от аудита и стратегии запуска до сопровождения и дальнейшего развития продукта. В создании продуктов для индустрий, где RedLab обладает подтвержденными компетенциями, специалисты используют наиболее прогрессивные подходы к архитектуре, разработке, тестированию и информационной безопасности. 

 

Разрабатывая ИТ-продукты для достижения бизнес-целей наших партнеров, мы ориентируемся на долгосрочные отношения и предъявляем высочайшие требования к качеству продуктов и услуг. Специалисты RedLab становятся полноценной частью команды партнера, а взаимодействие всегда строится по принципу “client first”.

Чем мы отличаемся от обычного подрядчика:

 

  • Вовлекаемся и понимаем потребности наших заказчиков

Слышим и понимаем цели и потребности наших клиентов для предложения релевантного решения. Обеспечиваем быстрый онбординг.

 

  • Подбираем решение, которое превосходит ожидания заказчика

Представим видение продукта, архитектуру, состав команды и расчет стоимости для конкретной задачи. Ценим обратную связь клиента и при необходимости корректируем предложение.

 

  • Создаем IT-продукты, которые побеждают

Залог создания успешного ИТ-продукта – это не только безупречный код и архитектура. В первую очередь качество продукта зависит от специалистов, которые его создают. Для каждой задачи клиента мы подбираем команды не только с релевантным опытом, но и высокими soft skills.

 

Что получают наши заказчики от работы с нами:

 

  • Свободное время

Предлагам сплоченные проектные команды и оптимизируем финансовые и временные ресурсы на рекрутмент и мотивацию специалистов. 

 

  • Бюджет

Закрываем временные потребности в рамках проекта: выполнение отдельных блоков работ, разработка MVP, тестирование гипотез или новых возможностей ПО и др.

 

  • Гибкость 

Обеспечиваем быстрый ввод и адаптацию команд под новые условия и задачи. Осуществляем кадровую замену по первому требованию. 

 

  • Запуск в срок

Более 95% проектов с участием наших специалистов запущены в срок. Используем любой удобный для заказчиков framework и Task Tracker, обеспечиваем прозрачный процесс разработки.

 

  • Уверенность 

Коэффициент постоянства кадров в RedLab- 81%. Благодаря многоступенчатому HR отбору, в наших командах работают специалисты только с подтвержденным опытом в сложных проектах. Мы обучаем проектные команды стандартам и технологиями заказчиков, только после этого они начинают работу на проекте.

 




Забыли пароль?
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>