Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Андрей Железняк о Process Mining в ритейле: Набрасываться на всё сразу было бы неправильным
Совершенствуя детали 1 год назад

Андрей Железняк о Process Mining в ритейле: Набрасываться на всё сразу было бы неправильным

Комментарии экспертов компании «Витте Консалтинг» Андрея Железняка, Ильи Хаета и Александра Черкавского о моделировании в ритейле вошли в обзорную статью «Модели на подиуме» журнала "Моё дело. Магазин". Публикуем первую часть выдержек из этого материала с развернутыми цитатами Андрея Железняка.

У ритейлеров много данных, которые можно анализировать и использовать для построения цифровых моделей: это и видео, и данные из соцсетей, из мобильных приложений, программ лояльности, наконец, от вещей, подключенных к Интернету (IoT). Данных множество, типов и видов моделирования – тоже. Очевидно, что взять и построить одну глобальную модель всего и вся и работать с ней – утопия. Если бы можно было внедрить одну цифровую модель на все случаи жизни, все давно бы это сделали. Организация логистики – это один процесс с переменными и прогнозами, а персонализация предложения покупателю – совсем другой. Никакой универсальности при моделировании нет. В этом-то и заключается сложность его внедрения. Чем больше гора информации, тем больше искушений. Хочется строить модели всего и сразу: бизнес-процессов, покупательского спроса, поставок.

Андрей Железняк: Набрасываться на всё сразу было бы неправильным: в первую очередь необходимо сконцентрировать усилия на одной или нескольких инициативах, призванных решить конкретные, наиболее критические для бизнеса, проблемы. Это позволит минимизировать первоначальные инвестиции, не распылять доступные ресурсы и оперативно корректировать стратегию, а в случае подтверждения эффективности предпринятых усилий – постепенно расширять круг решаемых задач, используя как уже отлаженные, так и новые технологические подходы.

Некоторые данные без моделирования ритейлер может не получить никогда. Зарубежные игроки вроде Walmart, Amazon и профессиональные ассоциации так или иначе делятся с рынком моделями бизнес-процессов, составляя «эталонные» модели. В качестве примера можно упомянуть ARTS Retail Model. Российские ритейлеры могут использовать эту и подобные модели для бенчмаркинга, сопоставляя свою процессную архитектуру с эталонной и выявляя участки, которым сейчас не уделяется должного внимания.

Андрей Железняк: Не имея четкой имитационной модели, крайне сложно получить знания на основе так называемых сценариев «что, если», в которых учитываются все известные и подробно описываемые факторы взаимного влияния. Классические BI-системы, конечно, давно позиционируются в качестве пригодного для этого инструмента, однако обилие сущностей и связей в современных бизнес-процессах таково, что получаемая в результате аналитика чаще всего не применима и не вполне достоверна, даже если на неё затрачиваются значительные средства.

Какие же области в продуктовой рознице чаще всего нуждаются в моделировании в ходе Process Mining?

Андрей Железняк: Ритейлеры как никто другие понимают, насколько быстро сейчас меняется поведение клиентов и общая ситуация на рынке. Всё чаще признаётся необходимость глубокого анализа бизнес-процессов и имитационного моделирования для понимания и прогнозирования поведения клиентов, планирования товарных запасов и торговых площадей, оптимизации цен, расположения товаров, прогнозирования поставок на основе спроса. Однако на деле многие по-прежнему остаются с кипой стандартизированных отчетов, созданных на основе OLAP-кубов или многомерных массивов данных.

У Process Mining есть одно серьезное преимущество: полученные данные могут служить важным аргументом в разговоре с топ-менеджментом. По сути, инструментарий Process Mining дает исчерпывающую объективную картину того, как работает компания, позволяя собрать некую доказательную базу, для того чтобы у руководства «открылись глаза». Можно ли при этом считать, что Process Mining меняет подход к бизнес-моделированию?

Андрей Железняк: В какой-то мере меняет, но отнюдь не заменяет. Тут одно должно дополнять другое. Мы не можем приступить к Process Mining, не имея тех самых логов или других информационных артефактов существующих процессов. Более того, построенная в результате модель во многих случаях будет требовать доказательства эффективности посредством проведения A/B тестирования, для которого необходимо наличие контрольного варианта процесса, не затронутого трансформацией. Так что, на мой взгляд, необходимо в любом случае начинать с выстраивания базовой бизнес-модели и в дальнейшем совершенствовать ее при помощи Process Mining.

Звучит всё это здорово, но, если посмотреть на внедрения Process Mining, то их практически нет. Часто ли продуктовые ритейлеры строят цифровые модели для моделирования процессов в организации, для изучения customer journey, иных целей? Ведь если торговые сети из списка топ-5 крупнейших ритейлеров могут позволить себе всё что угодно, то это еще не значит, что обращение к моделированию – это обычная практика ритейла.

Андрей Железняк: В нашей стране – пока не так часто, если речь не идет, как вы правильно заметили, о лидерах рынка. Есть отдельные примеры того, как ориентированные на инновации руководители начинают делать осторожные шаги в этом направлении – в стремлении обеспечить себе конкурентные преимущества. Другие, оглядываясь на лидеров и зарубежные кейсы, пытаются, конечно, что-то перенимать, но подходят к этому довольно бессистемно, и очень часто их усилия толком ни к чему не приводят. При этом многие по-прежнему считают подобные инициативы слишком затратными, а в обозримом будущем – малоперспективными для компаний, в которых уже укоренились определенные бизнес-подходы, выработанные за годы проб и ошибок. Однако даже для небольших сетей подобные инициативы были бы, несомненно, полезны, и это понимают глобальные технологические вендоры, такие как SAS и Informatica, выпуская специальные пакеты решений в области продвинутой ритейл-аналитики для среднего и малого бизнеса.

Все ИТ-компании, которые внедряют системы по выстраиванию моделей, обещают, что клиент «вычислит узкие места», «получит инсайты», «узнает всё, что скрыто» и так далее. Каким образом ритейлер должен понять, какая модель подойдет его ситуации лучше всего? Скажем, клиентов долго обслуживают. Что делать?

Андрей Железняк: Для решения этой проблемы лучше всего использовать имитационную модель кассового обслуживания, в которой будут учитываться и отслеживаться все факторы, влияющие на пропускную способность. Анализ видеопотока тоже может быть полезен для определения таких факторов, которые не лежат на поверхности, однако это может потребовать значительных вложений ресурсов и само по себе не гарантирует быстрых результатов. К каждой ситуации необходимо подходить взвешенно. Если это довольно крупный бизнес, собственнику стоит задуматься о найме data scientist или создании соответствующего подразделения. Не стоит бояться приглашать консультантов, которые способны не просто решить локальную проблему, но и помочь выстроить базовые организационные и технологические подходы к решению аналогичных проблем – как существующих, так и потенциально возможных.

Современное ПО позволяет вести разработку моделей с помощью развитых графических средств и не требует от специалистов обязательного знания языков программирования. Можно ли ожидать того, что в будущем процесс бизнес-моделирования настолько упроститься, что его можно будет сравнить с игрой в компьютерную стратегию, которая доступна рядовому пользователю? Или ритейл по-прежнему будет нуждаться в высококвалифицированных специалистах и бизнес-консультантах?

Андрей Железняк: Как считают многие исследователи, в не слишком отдаленном будущем появится целый класс «гражданских» специалистов по данным, не обладающих глубокими знаниями в области data engineering и data science, но способных решать различные задачи с использованием именно визуальных средств моделирования и диагностики. Дело в том, что технологии машинного обучения (точнее, нейронных сетей) динамичны по своей природе и позволяют адаптироваться к изменяющимся или новым данным, и несмотря на то, что подобные решения напоминают многим руководителям «черный ящик», именно они позволят автоматизировать многие задачи, связанные с наукой о данных. Это не значит, что высококвалифицированные специалисты более не будут нужны, однако они, скорее всего, сконцентрируются на обучении и контроле этих простых в применении, но сложных по своему устройству решений, порождающих целый комплекс совершенно новых задач.

Как влияют нейронные сети на процессы бизнес-моделирования?

Андрей Железняк: Решения на основе нейронных сетей всё чаще используются для стимулирования инноваций и проведения экспериментов в бизнесе – это глобальная технологическая тенденция. В обозримой перспективе для того чтобы идти в ногу с конкурентами, компаниям необходимо будет озаботиться внедрением соответствующих решений с целью адаптации бизнес-моделей к постоянно изменяющимся в процессе цифровой трансформации рыночным условиям.

Если ритейлер выстроит у себя цифрового двойника организации, построение моделей останется в прошлом? Или продуктовому ритейлу вообще нет смысла заниматься цифровыми двойниками?

Андрей Железняк: Построение цифрового двойника организации – глобальная технологическая тенденция. Однако для её полноценной реализации потребуется решить множество аспектов, связанных с формализацией всех процессов организации, унификацией стратегий, внедрением единых метрик, обеспечением соблюдения регуляторных требований, корпоративных и отраслевых норм и правил, которые в сфере ритейла, да и в любых других сферах еще не выработаны окончательно или вовсе отсутствуют. Одним из первых шагов в эту сторону как раз и видится построение моделей, которые в дальнейшем не будут заменены цифровым двойником, а станут одной из его полноценных функциональных составляющих. Помимо прочего, административный опыт организации, наличие квалифицированного персонала и организационных ролей в области информации, а также внедренные технологические платформы и наработки, связанные с моделированием бизнес-процессов, станут серьезным подспорьем в процессе цифровой трансформации ритейлера, в частности – при создании его цифрового двойника.

Полная версия статьи «Модели на подиуме» - на сайте http://mdmag.ru/tekhnologii/modeli-na-podiume/ и в печатной версии журнала «Моё дело. Магазин» (ноябрь 2019, с. 53 – 64)


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
2 месяца назад
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
www.vittecon.ru, Руководитель направления PR и маркетинговых коммуникаций
+74957771095
Информационные технологии

Cозданный в 2014 г. в структуре ГК "АйТеко" бренд фокусируется на внедрении цифровых технологий для решения бизнес-задач в сфере управления активами, услугами, развития человеческого капитала; систем управления организационными преобразованиями и цифровых платформ в интересах новых производственных и бизнес-моделей предприятия. www.vittecon.ru




Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>