Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » ЭДО для депозитариев

ЭДО для депозитариев

Что представляет собой электронный документооборот в депозитарии? Для чего необходим электронный документооборот в этой сфере? Как он защищен? Об этом размышляют специалисты компании DiState — создатели Системы DiState, построенной на основе электронного документооборота.

Отвечая на первый вопрос, мы поняли, что это система взаимодействия между участниками депозитария: документооборот и весь обмен информацией, связанный с распоряжениями, поручениями, подтверждениями, уведомлениями, справками, запросами, ответами на эти запросы и прочими документами, осуществляется только в электронном виде посредством передачи данных по каналам электросвязи и с учетом всех требований законодательства по защите информации. Документы движутся в 4х направлениях:

1. Депозитарий <-> депонент. Депонент направляет поручения, распоряжения, запросы, письма, депозитарий ему в ответ посылает подтверждения, уведомления, отчеты, справки, ответы на запросы, встречные запросы и другую информацию.

2. Депозитарий <-> места хранения. Депозитарий взаимодействует посредством ЭДО с вышестоящими местами хранения ценных бумаг: регистраторами и депозитариями, в которых у него открыты счета.

3. Депозитарий <-> государственные органы. В основном это направление используется с целью контроля деятельности депозитария. В различные государственные органы депозитариями предоставляется отчетность в электронном виде, в частности в Банк России, ФСФР (через СРО).

4. Депозитарий <-> третьи лица. Достаточно часто депозитарий осуществляет взаимодействие с третьими лицами, которое связано с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, при оказании услуг, сопутствующих депозитарным. Например, взаимодействие с биржами, но не в рамках осуществления брокерской деятельности, или оказание услуг депонентам по перерегистрации прав на акции в реестрах акционеров.


Проанализировав ситуацию этого взаимодействия, можно сказать, что внедрение ЭДО будет очень выгодным и актуальным решением. Использование ЭДО депозитариями позволит решить проблемы, связанные с долговременностью доставки бумажных документов от одного участника к другому, трудоемкостью ручной обработки информации, и, конечно, обеспечить возможность сквозной обработки данных (Straight through processing, STP), что исключает ошибки, связанные с человеческим фактором.

Каким же образом строятся системы ЭДО депозитариев?

Среди существующих на фондовом рынке в настоящий момент систем ЭДО популярностью пользуются 3 типа систем:

1. Передача электронных документов по системе ЭДО, предоставляемой и сопровождаемой третьим лицом.

2. Система ЭДО, которая обеспечивается одним из его участников, как правило, вышестоящим местом хранения ценных бумаг (регистратором - для лиц, зарегистрированных в реестре, депозитарием - для депонентов). Такого рода системы базируются на передаче зашифрованных электронных сообщений через Интернет, используются защищенные каналы связи.

3. Стороны совместно создают систему электронного обмена информацией и договариваются о том, кто и как поддерживает ее. Это очень дорогой и трудный с точки зрения достижения результата способ, поэтому и встречается он довольно редко. Проще использовать уже имеющиеся системы ЭДО, либо систему, разработанную третьей стороной.

Ещё важным моментом является то, что все системы ЭДО должны базироваться на различных системах защиты информации и различных форматах документов, посредством которых передается информация.

С какими проблемами могут столкнуться депозитарии?

Очевидно, что существует проблема множества форматов передачи данных и, как следствие, проблема множества форм установления договорных отношений. В отношениях с каждым нашим корреспондентом (участником ЭДО), как правило, к сожалению, используется свой формат, соответственно, требуется умение его получать, читать, идентифицировать содержимое, обрабатывать, хранить. Для решения проблемы множества языков общения существует один очень простой способ решения - использовать единый стандарт или хотя бы стремиться к этому. Такой стандарт существует - международный стандарт ISO 15022. В настоящий момент указанный формат позволяет осуществлять практически любой электронный документооборот в рамках деятельности депозитария в соответствии с требованиями российского рынка, в том числе посылать распоряжения, запросы, уведомления, отчеты и другую информацию. Такие депозитарии, как НДЦ, ДКК, ИНГ Банк, РОСБАНК, Brunswick, ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, уже давно и полноценно используют электронный документооборот при осуществлении депозитарной деятельности с учетом этого формата.

Другая проблема связана с правоприменением результатов ЭДО и с конфликтными ситуациями. Несмотря на то что в ГК четко закреплена возможность обмена документами посредством электронной связи, позволяющей достоверно установить стороны, встречались ситуации, когда у контрагентов, клиентов и коллег по рынку, у которых при предоставлении в судебные органы электронного документа (документов), являющегося в рамках рассматриваемого спора наиболее важным и существенным доказательством, этот документ судом не принимался к рассмотрению. Причины для подобных судебных решений бывают разные. Часто судья не имеет достаточных знаний и квалификации в такой области правовых отношений, как ЭДО: что может рассматриваться в качестве электронного документа, какая информация содержится в конкретном документе, кем и кому был отправлен этот документ и т. п. К сожалению, в настоящее время реальность такова, что проблема защиты прав в суде в случае конфликтов, споров и прочих неприятностей существует, и она порождает ситуацию, когда иногда участники вынуждены дублировать электронные документы бумажными. Однако, не во всех системах ЭДО существует такая проблема. К примеру, документы, созданные в Системе DiState принимаются Арбитражным судом в случае возникновения экономических споров между участниками Системы, заключившими сделку посредством электронных документов. Так, 5 июля 2010 года Арбитражный суд Удмуртской Республики принял решение по делу № А71-4724/2010, в рассмотрении которого в качестве доказательств были представлены бумажные копии электронных документов, созданных в Системе DiState, а также отчет Автоматизированного рабочего места Разбора конфликтных ситуаций Удостоверяющего центра "ДиКей"— оператора Системы. В результате судебного разбирательства Арбитражный суд удовлетворил требование истца о взыскании штрафа. Дело было выиграно во многом благодаря тому, что истец имел все документы, оформленные надлежащим образом. Тем самым на практике была подтверждена юридическая обязательность электронных документов, создаваемых и подписываемых в Системе DiState.
Все сказанное свидетельствует о том, что ЭДО в депозитариях - реальность и внедрение систем ЭДО на российском фондовом рынке - необратимый процесс, который уже сегодня осуществляется некоторыми участниками рынка на достаточно высоком профессиональном уровне.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Комментарии
Другие публикации
RU, Санкт-Петербург
7 812 372 66 15
Информационные технологии

Программные решения DiState позволяют клиентам организовать собственную площадку юридически значимого документооборота без затрат на разработку ПО для автоматизации документооборота. Продукты DiState — это тиражное программное решение, которое устанавливается на сервера заказчика и функционирует без непосредственного участия DiState в его работе.

Все продукты DiState имеют следующие преимущества:

  • быстрая установка и начало работы,
  • юридическая значимость входящих и исходящих документов,
  • квитирование УПД и счетов-фактур по стандартам ФНС,
  • полный контроль данных на стороне заказчика,
  • масштабируемость системы,
  • кастомизация интерфейса,
  • разработка дополнительных функций по желанию заказчика,
  • интеграция с внутренними и внешними информационными системами.

Решения DiState легко масштабируются и поэтому одинаково актуальны как для компаний с несколькими распределенными филиалами, так и для небольших организаций. В системе могут работать, формировать и согласовывать документы одновременно несколько подразделений и филиалов.

Электронный документооборот позволяет компаниям сократить расходы на  бумагу, курьерские и почтовые услуги.

DiState позволяет обмениваться одно- и многосторонними документами внутри системы:

  • Бухгалтерские документы: акты, накладные, счета, товарно-транспортные накладные и пр.
  • Хозяйственные документы: письма, договоры, соглашения, заявки, претензии и пр. 

 

DiState: Документооборот — это система ЮЗ ЭДО с локальным электронным архивом в частном хранилище компании с неограниченным количеством контрагентов и без тарификации подписываемых документов. Внутри системы компания может отправлять и получать формализованные документы от контрагентов, а также создавать и обмениваться неформализованными документами. Благодаря готовым модулям интеграции, все документы (УПД, счета-фактуры, акты и т.д.) могут автоматически приходить во внутреннюю систему учета, например 1С. Объем хранилища и параметры резервного копирования данных компания определяет самостоятельно, ограничения по срокам хранения у документов в системе нет.

 

DiState: Организатор ЭДО — это b2b решение, позволяющее компании организовать собственную систему ЮЗ ЭДО, в которой контрагенты смогут обмениваться документами не только с компанией-организатором, но и друг с другом. Это позволяет участникам системы сократить материальные и временные расходы на подписание и доставку документов, а организатору системы приносит дополнительный доход. Количество контрагентов в системе не ограничено, тарифы для подписываемых документов устанавливает организатор ЭДО. 

 

DiState: Оператор ЭДО — b2b решение, которое включает в себя возможности DiState: Организатор ЭДО и предполагает выполнение функций Доверенного Оператора ЭДО компанией-лицензиатом. 

 

DiState: Мультипровайдер — платформа ЮЗ ЭДО для работы с несколькими провайдерами EDI и ЮЗ ЭДО, которая позволяет снять нагрузки с учетных систем заказчика. Документы из нескольких личных кабинетов компании в других системах ЮЗ ЭДО и EDI поступают в DiState: Мультипровайдер, где с ними можно работать в режиме “одного окна”. В системе автоматически формируется единый локальный архив документов от всех операторов.

 

DiState: Холдинг — единая система для внутреннего и внешнего ЮЗ ЭДО холдинга. Группы компаний холдинга обмениваются документами между собой и с контрагентами в рамках одной системы. Единая база данных и архив для всех филиалов. 

 

DiState: Кадры — это система кадрового ЭДО, которая способна интегрироваться с уже существующими программами компании либо функционировать самостоятельно. Благодаря масштабируемости и возможности кастомизации, DiState: Кадры может применяться как крупными компаниями с десятками подразделений, так и малыми предприятиями с небольшим штатом сотрудников.

 

Все программные продукты DiState могут бесшовно интегрироваться с корпоративными порталами и информационными системами, а также обмениваться документами с другими операторами ЮЗ ЭДО.01




Забыли пароль?
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>