Редакция CNews готова принять пресс-релизы компаний на адрес news@cnews.ru.
Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.
История дизайн-мышления (design thinking) началась более полувека назад, когда Герберт Саймон озвучил идею дизайн-мышления в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). В своей работе он привёл тезис об общности творческого подхода к различным видам деятельности, будь то написание музыкального произведения или, например, разработка техники [1].
В 70-80-х годах прошлого века этот подход проникает в менеджмент. В 1978 году Дэвид Келли создаёт вместе со своим университетским другом Дином Хови компанию Hovey-Kelley Design, которая в последствие станет ядром компании IDEO, сделавшей своей официальной доктриной дизайн-мышление [2]. Сотрудники IDEO учат своих клиентов думать, как дизайнеры, чтобы улучшить качество работы. В портфолио компании разработка Palm V, первой мыши для Apple, первый ноутбук [3, 4].
Позднее идею развили учёные Стэнфордского университета и основали в 2005 году Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления [5]. Своей целью институт ставит построение методов, которые позволят развить навыки креативности, применимые к самым разнообразным областям. Для этого применяемся инструмент «радикального сотрудничества», когда студентов с разных факультетов, а также преподавателей и практиков из совершенно разных областей объединяют вместе [6]. Цель такого эксперимента обеспечить многообразие точек зрения на одну и ту же проблему и привить умение смотреть на один и тот же вопрос с разных сторон.
Дальнейшее развитие методологии представлено в виде появления множества школ, курсов, а также событийных мероприятий, которые предлагают за пару часов или несколько дней постичь всю суть дизайн-мышления. Что на самом деле несколько сомнительно, но об этом будет сказано далее.
Тим Браун, генеральный директор IDEO, предложил следующее определение дизайна-мышления – это ориентированный на человека подход к инновациям, вдохновленный дизайнерскими приёмами для совмещения потребностей людей, возможностей технологий и требований к успеху в бизнесе [7]. Если сказать кратко, то берётся процесс, применяемый дизайнерами для изготовления стульев, машин, тостеров, и применяется к стратегиям в бизнесе и задачам больших систем [8]. Необычно, не правда ли?
Более академическое определение звучит так, дизайн-мышление – это методология решения задач с ориентацией на пользователя, с возможностью применения к широкому кругу задач: инженерные, ведение бизнеса, образовательные программы и т.д.
Рис. 1. Этапы методологии дизайн-мышления
Независимо от выбранного определения в методологии выделяются 5-7 этапов (рис.1). Перечислим основные этапы:
Этап определения проблемы часто называют эмпатией, когда человек пытается поставить себя на место пользователя, прочувствовать и понять его желания, мотивы и потребности. Ключевой момент – увидеть суть проблемы глазами человека, который сталкивается с ней регулярно, но при этом сохранить критическое восприятие.
Полный текст статьи: https://corpinfosys.ru/archive/issue-5/71-2019-5-designthinking
Редакция CNews готова принять пресс-релизы компаний на адрес news@cnews.ru.
Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.