Редакция CNews готова принять пресс-релизы компаний на адрес news@cnews.ru.
Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.
Основатель и директор компании КПД Николай Дорощук делится практическим опытом управления финансовой мотивацией торговых представителей.
Как правило, заработная плата агента состоит из двух частей: базовой (ставки) и премиальной (проценты с продаж, бонусы за выполнение KPI и так далее). Предлагаю вам пересмотреть подход к формированию ставки — зачем начислять деньги «просто так», если можно платить за выполненные плановые визиты?
Например, на территории вашего агента 100 торговых точек, которые нужно посещать один раз в неделю. Таким образом, за месяц сотрудник должен совершить 400 плановых визитов. Допустим, оклад (базовая ставка) у агента 400$. Получается, что ваша компания платит за одно посещение 1$. Или больше — если полевые сотрудники отклоняются от дневного маршрута. А они отклоняются.
По нашему опыту, хороший эффект дает внедрение бонуса за РПП (результативность плановых посещений), который начисляется за заказ, сделанный во время планового визита. Есть заказ — держи бонус, нет заказа — «увы».
В зачет агенту идут только заказы по точкам, которые запланированы на посещение в текущий день. Если при 20 плановых визитах агент собрал 10 заказов, его РПП за день составляет 50%. Главный риск введения бонуса РПП — агенты начинают дробить заказы: продажи остаются на прежнем уровне, но затраты на логистику возрастают. Как с этим бороться? Можно установить минимальную сумму заказа, но на практике этот подход слабо работает. Мы рекомендуем ввести корректирующий коэффициент на бонус РПП — среднюю сумму заказа.
Например, агент в прошлом месяце сделал 200 заказов на общую сумму 100 000$, средняя сумма заказа составила 500$. В следующем месяце он сделал те же 100 000$ продаж, но заказов стало 250 — на 25% больше. Средняя сумма заказа составила 400$, что на 20% меньше. Значит, при выплате бонуса делаем корректировку. 100% бонус выплачивается, когда динамика роста средней суммы заказа в сравнении с динамикой увеличения количества заказав равна или больше нуля. Если динамика меньше на 5%, как в нашем случае, выплачиваем 90% бонуса, если динамика меньше на 10% — 80% бонуса, если на 20% — бонус не начисляется.
Правильный РПП: 75% и выше
При результативности в 50% (заказ через визит) розница видит, что товар не продается от посещения к посещению. При результативности более 75% заказом заканчивается практически каждый визит. Это не только рост рентабельности продаж, но и эффект «приоритетного поставщика» в глазах розницы.
Еще одно достоинство бонуса за РПП: он позволяет оценить сбалансированность штата агентов. Зачастую команда формируется, исходя из количества торговых точек на одного агента. Однако наш опыт показывает, что более эффективно набирать штат, исходя из количества плановых посещений и фактического показателя результативности РПП. Если показатель РПП составляет 40-55%, то это сигнал о том, что штат «раздут» на 20%. Эта информация накоплена в процессе оптимизации работы тысячи торговых компаний из России и стран СНГ.
Решение «оклад = оплата за плановый визит с GPS-подтверждением» зашито в функционал ST-Mobi.com с отчетностью КПД. В системе есть универсальный отчет, где видно число плановых и фактических посещений, а также количество сформированных и выполненных заказов с итогом результативности по маршруту. В итоге торговый представитель знает, сколько он заработал на плановых визитах, а руководитель отслеживает эффективность торговой команды в реальном времени.
Делайте продажи системно, а готовые отчеты КПД, встроенные в автоматизацию ST-Mobi.com и крутую аналитику Tableau, позволят провести детальный анализ и увидеть потенциал повышения рентабельности продаж по каждому каналу сбыта.
Протестировать сервис автоматизации мобильной торговли ST-Mobi.com
Редакция CNews готова принять пресс-релизы компаний на адрес news@cnews.ru.
Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.