Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Александр Черкавский о Process Mining в ритейле: Построение цифрового двойника организации – бесконечный процесс
Совершенствуя детали 1 год назад

Александр Черкавский о Process Mining в ритейле: Построение цифрового двойника организации – бесконечный процесс

Методолог компании «Витте Консалтинг» Александр Черкавский, принявший участие в опросе экспертов на тему моделирования в ритейле, предварил ответы такими комментариями: 1) бизнес-моделирование, анализ бизнес-процессов, бизнес-аналитика, реинжиниринг бизнес-процессов – это всё разные вещи; 2) под цифровыми двойниками мы будем понимать концепцию создания виртуальных моделей или представлений физических процессов, продуктов, сервисов или систем, которые отражают их элементы и динамику в привязке к их жизненному циклу.

Моделирование в ритейле

На каждой профильной конференции твердят: собирайте данные, накапливайте, сливайте в одно место всё, что можно, из всех систем компании. Big Data – золотой прииск в умелых руках. И одно из применений, которые находят себе данные, как раз лежит в области моделирования. Назовем такое моделирование цифровым, чтобы противопоставить его моделированию мира физического с помощью моделей, похожих на свой объект визуально, таких как виртуальный магазин, который похож на свой «каменный» аналог.

Технология Process Mining (процессной аналитики) возникла в 2001 году, через 9 лет ее попытались внедрить в России, но тогда эта тема не смогла захватить умы отечественных корпораций. И зря. В чем же её суть? У ритейлера уже внедрено множество информационных систем, куда сами собой по факту совершения записываются различные действия сотрудников, тем самым формируя так называемый журнал логов. Раз системы уже полны такими сведениями, отчего бы их не применить на практике? Скажем, для того чтобы посмотреть, а точно ли ваши бизнес-процессы в реальности соответствуют тому, что вы придумали себе в ходе теоретизирования. Компании, заглянувшие в логи и построившие модели бизнес-процессов на их основе, бывали поражены открывшимися инсайтами: сотрудники отфутболивают неугодные задачи; в ходе скитаний по отделам заявки не исполняются месяцами, а после и вовсе теряются; копеечные действия на деле обходятся дорого; то, что должно занимать минуты, отнимает часы – и наоборот… Какие же модели и в какой области ритейл строит чаще всего?

Александр Черкавский: В ритейле Process mining обычно применяется для анализа поведения покупателей. В корейском ритейле, например, есть проекты по анализу прохождения покупателя по магазину. Специальные датчики отслеживают по WiFi позиционирование смартфонов покупателей, чтобы составить карту их перемещений от товара к товару.

Когда говорят о BPM, часто упоминают, что бизнес-моделирование – процесс дорогой, поэтому сначала надо выстроить бизнес-модель, а потом уже действовать (сначала теория, а потом практика). Однако в случае с Process Mining процесс обратный: сначала мы исследуем логи реальных процессов, потом строим модель, затем делаем выводы. Можно ли считать, что Process Mining меняет подход к бизнес-моделированию?

Александр Черкавский: Process Mining – это понятие, относящееся к BPI (Business Process Improvement), поэтому оно не вступает в противоречие с необходимостью наличия модели бизнес-процессов в рамках BPM в организации. Будучи автоматизированным систематическим подходом по определению фазы «как есть» улучшения бизнес-процессов (BPI) и измерению воздействия сопутствующих изменений в ходе этого улучшения, Process Mining помогает находить точки роста или улучшения. Вы либо начинаете применять этот подход, либо нет. Моделирование бизнес-процессов от этого не меняется.

Чтобы разобраться в логике работы отдельного процесса в этой модели, как раз и используется Process Mining. Условно: у нас есть небольшой процесс «Обработка рекламаций к поставщику», и мы с помощью Process Mining изучаем, как процесс проходит. Интересно, что этот инструмент не гарантирует правильности построения модели – он лишь позволяет зафиксировать текущее состояние процессов. То есть эту же задачу на проекте может выполнить и аналитик. Однако у Process Mining есть одно серьезное преимущество: полученные данные могут служить важным аргументом в разговоре с топ-менеджментом. По сути, инструментарий Process Mining дает исчерпывающую объективную картину того, как работает компания, позволяя собрать некую доказательную базу, для того чтобы у топ-менеджмента «открылись глаза». Process Mining дополняет подходы к моделированию новым инструментарием и новыми возможностями. Понимание того, как устроен бизнес-процесс, может быть получено за одну-две недели после нескольких итераций автоматического восстановления карты процесса и ее верификации с его владельцами и участниками. При этом точность получаемого результата будет существенно выше. Кроме того, Process Mining позволяет сократить время на получение обратной связи – информации о том, как повлияли внесенные изменения на реализацию процесса.

Среди источников окупаемости в построении модели бизнес-процессов в продуктовом ритейле главный – снижение операционных расходов. Выстраивая процессы, компания наводит порядок внутри себя. Теперь сотрудники четко и слаженно выполняют задачи по процессу, вместе с задачей приходят все данные для исполнения, не возникает вопросов, кто её должен делать. Второй источник окупаемости – создание уникальных бизнес-моделей, когда компания осознанно перестраивает процессы логистики или коммуникации с клиентами, чтобы получить конкурентное преимущество. Ритейл с его многочисленными транзакциями характеризуется интенсивностью и однотипностью операций: продажи, закупка и прием товаров, доставка, возвраты. Поэтому даже незначительное улучшение процесса может привести к быстрой финансовой отдаче. Вместе с тем понятие моделирования шире и глубже реинжиниринга бизнес-процессов.

Александр Черкавский: По сути, моделирование – это часть функции «Разработка и исследования» (R&D). Поэтому затраты на моделирование зависят от того, сколько денег организация тратит на R&D. Без уточнения конкретики по решаемым в ходе моделирования задачам оценить затратность не получится. Но скажу, что, например, исследователи по данным (data scientists) могут собирать и анализировать данные, а потом строить только одну модель для проверки какой-то гипотезы от одного до трех месяцев.

Строить одну модель несколько месяцев – это прерогатива науки, где для подтверждения научных гипотез могут понадобиться годы и столетия, но не бизнеса. Современное ПО позволяет вести разработку моделей с помощью развитых графических средств и не требует от специалистов обязательного знания языков программирования. Можно ли ожидать того, что в будущем процесс бизнес-моделирования настолько упроститься, что его можно будет сравнить с игрой в компьютерную стратегию, которая доступна рядовому пользователю? Или такого не произойдёт никогда, и ритейл по-прежнему будет нуждаться в высококвалифицированных специалистах и бизнес-консультантах? Как считают исследователи, в обозримом будущем появится целый класс «гражданских» специалистов по данным, не обладающих глубокими знаниями в области data engineering и data science, но способных решать различные задачи с использованием именно визуальных средств моделирования и диагностики.

Александр Черкавский: Процесс бизнес-моделирования уже упростился. Появились платформы для управления бизнес-процессами без модели бизнес-процессов – так называемые кейс-менеджмент средства, где логика операций, материалы и данные содержатся в кейсе – сложносоставном контент-объекте. Корпоративные информационные системы в мире действительно развиваются в сторону настройки без программирования. Потребность в высококвалифицированных специалистах будет всегда, потому что системы и технологии постоянно развиваются. Но настройка бизнес-логики всё равно рано или поздно уйдёт к менеджерам. Универсальными компетенциями для «цифровых» сотрудников в ближайшем будущем будут компетенции в области регулирования информации и информационного менеджмента.

А как ритейлер сможет понять, какая модель подойдет лучше всего, скажем, в ситуации, когда клиентов долго обслуживают.  Что делать, какую модель создавать, да и строить ли её вообще? Ведь у владельца бизнеса наверняка появится жгучее желание не строить модели собственными силами, а обратиться к консалтингу, чтобы тот быстро решил проблему.

Александр Черкавский: Если собственник бизнеса заинтересован в устойчивом росте, он должен вложиться в создание собственной практики по работе с данными и цифровыми моделями. Консультанты не могут отвечать за бизнес консультируемой организации или за её данные. Внешние эксперты могут понадобиться для того, чтобы подсказать, в какую сторону двигаться, или обучить сотрудников новым недостающим компетенциям. А внутренняя подготовленная команда уже будет заниматься аналитикой данных, реинжинирингом бизнес-процессов, созданием виртуальных моделей, исходя из актуальных для организации задач.

Искать новые ниши и модели бизнеса, управлять переходом из традиционной розницы в онлайн – эти задачи с руководителей никто не снимет. И коль скоро моделирование дорого, может быть, на помощь придет такая технология, проникшая в бизнес из промышленности, как цифровой двойник организации (ЦДО)? Конечно, постоянная адаптация сложного ЦДО под изменения рынка не окупится у большинства ритейлеров. Ведь как только часто меняющиеся процессы начинают давать «сбой», их оперативно оптимизируют, поэтому цена ошибки в ритейле невысока. Получается, что дорогостоящая технология без понятного экономического эффекта не нужна: кто-то же должен оплатить её внедрение.

Александр Черкавский: Продуктовые ритейлеры в России находятся на разном уровне зрелости. Виртуальные модели или представления в понимании концепции цифровых двойников они практически не строят, поскольку на их уровне зрелости им хватает работы над традиционными операционными моделями – логистика, ценообразование, производственный цикл.

Процессы создания виртуальных моделей в концепции цифровых двойников, моделей бизнес-процессов, моделей в рамках обработки больших данных подразумевают постоянное выполнение экспериментов. Большая часть этих экспериментов вообще не окупается. А то, что сработало, даёт эффект улучшения операционных показателей от 1 до 4%. Обычно этого достаточно, чтобы обосновать продолжение таких занятий.

Вопрос цены для конкретного ритейлера очень важен, поэтому его закономерно интересует: а что ЦДО сделает такого, чего он сам не сможет? Возможно, что он и без ЦДО настолько хорошо понимает своих клиентов и рынок, контрагентов и продукты, что никакой двойник не принесёт ему добавленной стоимости. Впрочем, таких компаний очень и очень мало. Всё-таки для многих ритейлеров создание ЦДО – это действительно конкурентное преимущество. Ритейл сейчас переживает не лучшие времена, рынок потребления сильно трансформируется по причине того, что меняется поведенческая модель покупателя. И тот, кто будет успевать за трансформацией этой модели, сможет предвидеть её будущие изменения, получит максимально возможную рентабельность бизнеса. Однако для полноценной реализации ЦДО потребуется решить множество аспектов, связанных с формализацией всех процессов организации, унификацией стратегий, внедрением единых метрик, обеспечением соблюдения регуляторных требований, корпоративных и отраслевых норм и правил, которые в сфере ритейла, да и в любых других сферах, ещё окончательно не выработаны или вовсе отсутствуют.

Александр Черкавский: Построение цифрового двойника организации – это бесконечный процесс. Если продуктовый ритейл находится на конкурентном рынке, ему, возможно, придётся применять концепцию цифровых двойников. Эта концепция применима только на высоком уровне зрелости организации. Все подряд сети не смогут её начать применять сразу: сначала необходимо выстроить систему управления и регулирования информации организации.

Полная версия статьи "Модели на подиуме" - на сайте http://mdmag.ru/tekhnologii/modeli-na-podiume/


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
2 месяца назад
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
www.vittecon.ru, Руководитель направления PR и маркетинговых коммуникаций
+74957771095
Информационные технологии

Cозданный в 2014 г. в структуре ГК "АйТеко" бренд фокусируется на внедрении цифровых технологий для решения бизнес-задач в сфере управления активами, услугами, развития человеческого капитала; систем управления организационными преобразованиями и цифровых платформ в интересах новых производственных и бизнес-моделей предприятия. www.vittecon.ru




Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>