Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » В немецком журнале опубликована статья про ключевую роль Азербайджана в проекте Nabucco

В немецком журнале опубликована статья про ключевую роль Азербайджана в проекте Nabucco

В немецком журнале Wostok опубликована аналитическая статья корреспондента АзерТАдж Вугара Сеидова под заголовком "Nabucco и ключевая роль Азербайджана". "АзерТАдж" приводит полный текст статьи, переведенной с немецкого на русский язык.
 
Когда 9 марта 1842 года в знаменитой итальянской Ла Скале на премьере оперы Nabucco прозвучали первые ноты из ее увертюры, автор музыкального произведений, великий композитор Джузеппе Верди вряд ли мог подозревать, что 160 лет спустя Европа вновь заговорит о названии его оперы, но в совершенно ином контексте. Десятого октября 2002 года представители пяти энергетических компаний – австрийской OMV, венгерской MOL, болгарской Bulgargaz, румынской Transgaz и турецкой BOTAŞ – подписали протокол о намерении построить на тот момент еще безымянный газопровод из Ближнего Востока и Каспийского региона в Европу как часть стратегической программы по диверсификации поставок энергоресурсов в страны ЕС. После подписания протокола участники той встречи отправились в Венскую оперу отпраздновать событие просмотром шедевра Джузеппе Верди. На последовавшем за этим ужине стороны единодушно решили назвать проектируемый газопровод Nabucco. С тех пор это слово, превратившееся в имя нарицательное, не сходит с уст европейских политиков и аналитиков.

На протяжении столетий энергоносители были и, несомненно, останутся и в будущем главнейшим двигателем экономического развития человеческой цивилизации. Тысячелетняя эволюция в топливных предпочтениях от древесно-торфяного через каменноугольный и нефтегазовый к атомному и далее к альтернативным и возобновляемым источникам энергии преследовала три важнейшие цели человечества: производство тепла, освещения и в более позднее время – механического движения. Эти три некогда банальные задачи наших далеких предков переросли в наш век – в век технологического прогресса и наноисследований – в неисчислимое многообразие новых целей. Однако в их основе лежит производство все той же энергии. И хотя мировые лидеры сегодня все чаще говорят об использовании силы ветра, лучей солнца и других неиссякаемых источников энергии, на стыке тысячелетий нефть и газ и контроль над их месторождениями и маршрутами транспортировки по-прежнему остаются в центре мировой политики и зачастую являются темой закулисной дипломатии и причиной войн.

С распадом СССР Европа, пользовавшаяся даже в годы "холодной войны" относительно стабильными поставками "голубого" топлива с Урала Сибири, неожиданно столкнулась с появлением на месте 1/6 части планеты, некогда окрашенной в однородный красно-коммунистический цвет, пятнадцати новых государств, каждое со своими собственными политическим курсом и вектором ориентации. Распалось на части не только единое государство, но раздробленной на различные национальные сегменты оказалась и единая советская энерготранспортная система с ее многочисленными месторождениями и трубопроводами. В связи с этим на повестку дня встали новые вопросы, которых не было и не могло быть в советское время: такие, как раздел Каспия, выработка его международно-правового статуса, условия транзита через теперь уже независимые Украину и Беларусь, преодоление ценовых разногласий и др. Бессмысленные территориальные претензии и агрессивный сепаратизм на Южном Кавказе, примыкающем непосредственно к богатому нефтегазовыми залежами Каспию, и вовсе ввергли этот стратегически важный регион в пучину военных действий.

Разумеется, в изменившихся на восточных рубежах международных условиях Европа больше не могла рисковать своей стабильностью и спокойно ждать, когда произойдут катаклизмы. Газовый конфликт между Россией и Украиной холодной зимой 2008-2009 годы показал, что Европа была права, когда годами ранee взяла курс на диверсификацию поставок энергоресурсов и снижение чрезмерной зависимости от газового монополиста одной страны. Транспортно-энергетический "Южный коридор" имел целью соединить нуждающуюся в энергоносителях Европу с богатыми Каспийским регионом и Центральной Азией, обогнув Черное море на сей раз не с севера, как это было бы в случае сохранения СССР, а с юга.

В 1994 году благодаря усилиям Президента Азербайджана Гейдара Алиева был подписан "Контракт века", положивший начало строительству и запуску нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (13 июля 2006 в Джейхане). 25 марта 2007 года был введен в эксплуатацию 970-километровый газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. Как известно, в прошлом нефть и нефтепродукты перевозились в вагонах-цистернах. И хотя с запуском нефтепровода актуальность железнодорожной транспортировки значительно снизилась, данный способ перевозки по-прежнему рассматривается в качестве запасного (страховочного) при форс-мажорных ситуациях. Продолжающееся в настоящее время строительство ветки Баку-Ахалкалаки-Карс свяжет Каспийский регион с железнодорожной сетью Европы и значительно сократит затраты и время на доставку грузов. После его завершения транскаспийское паромное сообщение, функционирующее уже много лет и переживающее в настоящее время модернизацию, выведет Европу на страны Центральной Азии и дальше в Китай и к Тихому океану.

Несмотря на первоначальный скептицизм многих экспертов и политиков, прогнозировавших нерентабельность и нереалистичность этих амбициозных проектов, все они, как видим, успешно реализованы или близятся к завершению. Их успех, разумеется, не мог не придать дополнительного вдохновения авторам идеи обеспечить Европу природным газом примерно тем же маршрутом, т.е. через коридор "Южный коридор", огибающий Черноморский регион с юга. Газопровод Nabucco как раз и является стержнем этой грандиозной идеи. Впрочем, скептические ноты о новом проекте слышны и сегодня, однако пример успешной реализации предыдущих мнoгомиллиардных задумок дает повод для уверенности в успехе и Nabucco.

Протяженность газопровода – 3300 км, и он должен будет соединить конечную точку газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум в Восточной Турции с газораспределительным терминалом в австрийском Баумгартене. Предполагаемая стоимость проекта оценивается пока в ?7,9 млрд. В феврале 2008 года немецкий консорциум RWE присоединился к Nabucco и стал шестым партнером, доля каждого из которых теперь стала равна 16,67 процента. Проект начал разрабатываться еще в феврале 2002 года в ходе двусторонних переговоров между OMV и BOTAS, т.е. до знаменитого посещения представителями пяти компаний венской оперы осенью того года. Первоначально он предполагал заполнение трубы иранским газом из месторождений в Персидском заливе. Однако в 2006 году в связи с осложнением отношений с Ираном было решено обратить взор на запасы газа в Туркменистане и Азербайджане. Сегодня в качестве основных поставщиков газа для Nabucco, проектная мощность которого оценивается в 26-32 млрд. куб.м. газа в год, рассматриваются азербайджанский "Шахдениз", туркменские "Довлетабад" и "Южный Иолотань-Осман", а также, возможно, месторождения Khor Mor и Chemchemal в северном Ираке.

Одним из ключевых звеньев всего проекта является Азербайджан. Для Nabucco это не только страна-производитель и поставщик, но и, в случае реализации планов по закладке транскаспийской трубы по дну моря, возможно также транзитное государство (хотя недавно спецпредставитель США по вопросам энергетики в Евразийском регионе Ричард Морнингстар назвал Туркменистан "маловероятным кандидатом" на роль поставщика газа и производителя, обеспечивающего работу трубопровода на полную мощность, и возложил при этом всю надежду на Азербайджан). На наших глазах за последнее десятилетие Азербайджан превратился из нефтяной в нефтегазовую державу. За годы независимости молодое государство зарекомендовалo себя как надежный партнер, аккуратно выполняющий все контрактные обязательства. Внутриполитическая стабильность и экономический рост в стране придают европейским потребителям газа дополнительную уверенность в беспрерывности потока "голубого" топлива через данный участок трубопровода.

При этом сам Азербайджан является сторонником диверсификации поставок углеводородов на мировой рынок. Страна выразила приверженность поддержкe усилиям Евросоюза по обеспечению энергетической безопасности. Ведущие политики Европы неоднократно отмечали роль Азербайджанского государства в данной доктрине. В реализации данной долгосрочной стратегии Баку ведет полностью независимую политику, и тем самым заслужил имидж серьёзного и надежного партнера.

Таким образом, политика Азербайджана сама по себе не может стать источником или причиной помех в деле осуществления этих грандиозных проектов. Но, к сожалению, в регионе имеются помехи иного рода, не зависящие от Азербайджана и требующие международных усилий. Уже более чем два десятилетия Южный Кавказ охвачен сепаратистскими очагами, метастазы которых проявились и в других регионах Восточной Европы. Агрессия Армении против Азербайджана, оккупация ею 20% территории соседнего государства, этнические чистки, военные преступления и разрушения превратили западную часть Азербайджана – его Нагорно-Карабахский регион и семь прилегающих районов – в неподконтрольную зону. Посреднические усилия Минской группы ОБСЕ результатов пока не дали, так как все они наталкиваются на стремление армянской стороны, скорее, законсервировать сложившийся в результате оккупации status quo post bellum, нежели стремление найти решение конфликта в рамках международного права. Учитывая, что энергетическую безопасность трудно достичь без обеспечения политической безопасности, международное сообщество, и, в первую очередь Евросоюз, должны приложить дополнительные усилия для убеждения (если не принуждения) наиболее строптивой стороны уважать международные нормы и осознать неизбежность деоккупации Нагорного Карабаха и окружающих территорий и возвращения в свои дома вынужденных переселенцев.

В случае мирного решения армяно-азербайджанского конфликта в рамках Хельсинкского Заключительного Акта 1975 года перед регионом откроются огромные возможности, от которых выиграют не только страны Южного Кавказа, но и ЕС. Несмотря на сотрудничество азербайджанского ГНКАР с российским Газпромом и подписание соглашения об удвоении объема поставок газа в Россию, в азербайджанских месторождениях на Каспии остается достаточно ресурсов, чтобы поставлять необходимые 30 млрд. кубометров для Nabucco, о чем недавно сообщил эксперт Германского общества внешней политики (DGAP) Штефан Майстер.

Более того, 14 сентября 2010 года президенты Азербайджана, Грузии и Румынии подписали в Баку соглашение о создании нового консорциума Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnector (AGRI) с равной долей в 33 процента для его участников. Проектная мощность AGRI предусмотрена в 8 млрд. куб.м. газа в год. Он предполагает транспортировку азербайджанского природного газа до черноморского порта Грузии, где он будет сжижен, перевезен в танкерах в румынский порт Констанца, откуда топливо, вновь возвращенное в первоначальное газообразное состояние, будет отправлено дальше на нужды румынского рынка и остальной части Европы. Глава венгерского правительства Виктор Орбан также выразил готовность присоединиться к проекту.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заверил европейских партнеров, что даже после удвоения поставок в Россию, у страны имеется достаточнo объемoв доказанных запасов газа для заполнения как AGRİ, так и участия в Nabucco. Однако газ, как известно, это такой продукт, который требует сперва уточнения нужд потребителей и только затем начала его добычи. Иначе говоря, его добывают под конкретного потребителя. В случае с Nabucco пока не все до конца ясно. Поскольку это совместный проект и не все зависит от одного Азербайджана, представляется, что участники консорциума должны сперва сами достичь между собой соглашения и обратиться к странам производителям за газом, после чего последние смогут оценить свои возможности и дать определенный ответ.

На сегодняшний день Азербайджан свою позицию выразил ясно: будучи сторонником стратегии по диверсификации поставок энергоресурсов, в реализации Nabucco он однозначно заинтересован, и при этом запасы газа позволяют ему участвовать в этом проекте. В то же время, у страны нет недостатка в покупателях по мировым ценам. Это проект не Азербайджана, а Евросоюза. Поэтому для превращения Nabucco в реальность удвоить усилия должны, в первую очередь, сами участники консорциума, тем более что их поддерживают (пока только на словах) Брюссель и Вашингтон. Если на Западе не хотят видеть никакого иного пути перекачки туркменского газа, кроме как через Каспий, то этот вопрос тоже должен быть решен путем политической и финансовой поддержки и это тоже задача именно Евросоюза, так как позиция Туркменистана достаточно простая: продать газ кому угодно на границе страны вне зависимости от того, по какому пути газ уйдет. В надежности Азербайджана как партнера европейцы могут не сомневаться. Залогом же долгосрочного успеха может и должно быть восстановление действия международного права в регионе армяно-азербайджанского конфликта и установление здесь прочного мира, основанного на принципе нерушимости границ и права народов на самоопределение в рамках территориальной целостности государств.

Источник: http://samremontnettru.ucoz.de


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
10 дней назад
Комментарии
Другие публикации
RU, Санкт Петербург
ГИП
Газовая промышленность

Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>