Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » «В начале было слово…». О пользе корпоративного книжного клуба

«В начале было слово…». О пользе корпоративного книжного клуба

Сегодня хочется порассуждать о том – чего можно достичь от организации книжного клуба в рамках компании. Не о корпоративной библиотеке, где на полках стоят и чаще всего просто пылятся хорошие книги. А именно о книжном клубе как объединении увлеченных людей.

В основе статьи – опыт книжного клуба в рамках нашей компании с 2015 г. (зачем это сделали, с чем столкнулись, как это было/есть и чем было полезно).


Предыстория. Зачем и как основали книжный клуб?


У нас сотрудники всегда много читали, причем самые разные книги – от классики мировой и отечественной художественной литературы до отраслевой бизнес-литературы. Консультанты – свое, руководители проектов – свое, программисты – свое, мы в отделе продаж и маркетинга – свое. Есть даже корпоративная библиотека (1 шкаф забит почти под завязку) – книги, купленные по советам и желанию сотрудников.

Картина мира читающих от книги к книге расширялась новыми терминами, знаниями и взглядами на окружающий мир. Конечно, ближайшим порывом было поделиться чем-то новым и полезным с ближним своим, рассказать об узнанном, порекомендовать книгу коллеге.

В итоге кто-то перечитывал рекомендованные книги, и картина мира отдельных сотрудников сближалась. Однако все равно различия между выбираемой для прочтения литературой (и соответственно оседаемыми в голове знаниями) были велики.

Вдобавок наслышались мы о том, как уважаемые люди обращали внимание на важность чтения в жизни. Например:

  • Герман Греф настоятельно рекомендует своим сотрудникам определенные книги к прочтению (подробности о библиотеке Сбербанка).
  • Любимое нами издательство «Манн, Иванов и Фербер» организовали «Лигу читающих компаний» с благой мыслью – сделать мир вокруг себя лучше.

И вот тут мы задумались – как нашу привычку много читать привести в порядок и нанести максимальную пользу себе и компании. Решили основать книжный клуб.


Как начинали?


                Путем небольшого опроса мы собрали читающий актив компании и договорились ежемесячно выбирать и читать книгу (предложения мог вносить любой участник клуба). Естественно, как и в любом клубе, у нас не обошлось без правил:

  1. Участие в книжном клубе сугубо добровольное.
  2. Один месяц – одна книга. В начале месяца выбираем книгу и прочитываем её до конца месяца.
  3. После прочтения совместное обсуждение — какие полезные мысли-идеи родились по итогам прочтения, и самое главное — что будем брать для внедрения в нашу корпоративную жизнь.
  4. Штрафы. Не прочитал книгу в течение месяца, будь готов платить 1 000 рублей в фонд клуба. Накопившиеся деньги тратили потом на полезности для офиса и компании.

До конца месяца многие не дожидались, и обсуждения «книги месяца» начинались много ранее. Это способствовало нашему ментальному сближению и более взвешенному итоговому общению.

Обсуждения книги и идей, родившихся по итогам прочтения, были жаркими, но без кровопролитий. )) Нам важно было скорее не содержание книги, а именно идеи, которые появлялись у нас.

14535471.gif

Так, под влиянием книги Джима Коллинза «От хорошего к великому», мы инициировали серьезное коллективное обсуждение нашей деятельности как компании и желаемых нами целей. Отчасти эта книга повлияла на то, что мы «занишевались» и стали работать только с компаниями сектора FMCG.


Про название и членство


Как я упоминал, членство в нашем клубе добровольное, с обязательством под честное слово читать выбранную книгу каждый месяц. А не прочитал – честно в этом признаемся и сдаем в фонд штраф за непрочитанную до конца книгу.

Естественно, что проверять путем пересказа или иным образом – прочитал член клуба книгу или нет – никто не будет. Это на совести каждого. Поэтому мы и назвали наш читальный клуб «Леди и джентльмены». )))

В основе идеи названия – цитата Н. Караченцова из к\ф «Чокнутые» — «У нас в клубе принято джентльменам верить на слово!» (кому интересно – " rel="nofollow">здесьраскрыто почему джентльменам принято верить на слово).


Что прочитано?


Вот некоторые книги, которые мы выбрали и прочитали в рамках клуба за 2015-2016 годы:


Как сейчас?


Компания выросла, отделы укрупнились, но традиция читать книги совместно – осталась. Теперь уже в не рамках всей компании, но в формате отделов. Правила те же – 1 книга в месяц + ее обсуждение в конце.

Да и суть осталась той же – получать новые знания, оставаться в одном информационном поле, расти и развиваться вместе.

Знаю, что кроме деловой литературы коллеги взялись и за художественную и околохудожественную литературу. Некоторые книги, «осиленные» в этом году — Л. Толстой «Воскресение», А. Макаренко «Педагогическая поэма», М. Гоулстон «Я слышу вас насквозь».


Про опыт других


  • Знакомый ИТ-директор имеет список литературы и фильмов, которые должен прочитать новый сотрудник. Основание такое: «Мне с этим человеком общее дело делать, поэтому надо чтобы у нас была одинаковая картина мира».
  • Вот мысли «МИФ» про книжный клуб и опыт их собственного клуба.

Какую пользу получили от книжного клуба?


 Для себя:

  1. Прочитали NN-ое количество книг за достаточно сжатое количество времени.

// если бы не договоренности в рамках клуба, то наверняка не выделяли бы столько времени на чтение

  1. Больше практики в области выработки четкого и ясного мышления, а также выделения главного и важного.
  2. Чтение способствует общению. Опять же новым сотрудникам помогает влиться в коллектив и стать к нему немного ближе.

Для компании:

  1. Начали рекомендовать и дарить прочитанные нами книги клиентам и через это стали немного ближе (по крайней мере очень на это надеемся).
  2. Сблизились ментально с коллегами через обсуждение совместно прочитанной литературы.
  3. Вырос уровень вовлеченности сотрудников своим делом.
  4. Пополнили имеющуюся корпоративную библиотеку шикарными книгами, которые можно перечитывать по мере желания/необходимости.

Вместо заключения


В завершение приведу 10 правил-принципов книжного клуба, рекомендованных издательством «Манн, Иванов и Фербер» для тех, кто захочет организовать у себя в компании такое полезное объединение как книжный клуб (взято из рассылки «Лиги читающих компаний»):

Не завышайте ожидания. Не ждите, что большая часть сотрудников с энтузиазмом воспримут идею. Любой клуб — это всегда про фанатов. Согласно колоколу нормального распределения, фанатов в любом деле не может быть много.

Адаптируйте правила. Тайминг из книги Игоря Манна — 10 книг по 5 минут на каждую — подходит далеко не всем.

  1. Не книги, а идеи. Не говорите о книге. Не так важно, каким языком она написана и сколько звезд у нее на ozone.ru , если в ней есть идея, которая повысит ваши продажи. Спикер может прийти без презентации — но не без списка идей, отобранных для вашей компании. Обсуждайте идеи.

  2. Не выходите на высокий уровень абстракции. Без «мяса» примеров обобщения мертвы. Главный совет, который можно дать, чтобы выступление не было провальным, — начинайте с примеров.

  3. Приземляйте. Не дайте красивым идеям оставаться красивыми идеями. Коллеги скажут «вау!» и перейдут к следующей. На встрече должен быть человек, который будет все время повторять: «Теперь, когда мы знаем это, что мы будем делать по-другому на следующей неделе?». Эта фраза должна звучать как можно чаще в течение встречи.

  4. Штормите. Про хронометраж можно забыть, если вы видите, что мысль подхвачена и развивается среди ваших коллег. Используйте правила брейн-шторминга, например не критикуйте идеи на этапе их генерации.

  5. Меньше — значит больше. Мой коллега утверждает, что обсуждение умножает эффект от книги в несколько раз. Например, друзья озвучивают идеи, которые он пропустил. Бывает, он понимает, что понял что-то не так или не придал значения важной мысли. Рассказывая свои выводы друзьям, он и сам лучше их усваивает.

  6. Программа-минимум — получить удовольствие. Если на встречах клуба людям комфортно и весело, клуб не теряет смысл, даже когда спикер и книга неинтересны. По настроению клуб должен напоминать after-party конференции. Польза есть, но на основе живого неформального общения.

  7. Ведите список идей. После встречи разошлите участникам список идей к реализации. Следующую встречу клуба лучше начать с просмотра этого списка. Если пара идей из десяти пустили корни в вашей компании — это отличный результат. За год накопится больше 20 реализованных идей — чем не конкурентное преимущество?

  8. Не консервируйте формат. Одна встреча может проходить так, а вторая — совсем по-другому. Будьте так гибки, как это возможно, в рамках цели выуживания идей из книг.

Очень хорошие правила. Сам бы их написал, но уже есть готовые. )))

Спасибо МИФу, под каждым правилом подписываюсь.

Прочитать наши рецензии  вы можете, выбрав внизу страницы рубрику:«Рецензии на книги«.

На этом все.

Бросьте «мышку»! Читайте книжку!


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
9 месяцев назад
Комментарии
Другие публикации
RU, Нижний Новгород
http://standart1c.ru/, маркетолог
(831) 28-28-227
Информационные технологии

Мы занимаемся автоматизацией компаний сектора FMCG.

Уже более 12 лет внедряем типовые решения на базе 1С, а также индивидуальные программные решения для средних и крупных компаний, работающих в сфере производства продуктов питания и других товаров повседневного спроса.

Направления нашей деятельности: производство, финансы, логистика и продажи.

На выходе наш клиент получает «под ключ» готовую работающую систему и обученный персонал, которому мы полностью передаем свою технологию.

 

 


Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>