Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Умный дом и интернет вещей в 2019-м: идеи, которые покорили Запад
Статус не указан

Умный дом и интернет вещей в 2019-м: идеи, которые покорили Запад

Роман Майстер, СЕО сервиса-помощника по выбору потребительских товаров Rate&Goods

Последние несколько лет убедительно доказывают, что будущее уже наступило. Дроны, дополненная реальность – вещи, которые раньше можно было встретить только на страницах фантастических романов, начали появляться в реальности. И, что характерно, на Западе они возникают раньше, чем у нас – хотя, в большинстве своём, пока не находят широкого потребления. Речь скорее идёт об экспериментальных образцах, единичных устройствах, которые выпускают в основном для пиара.

Один из самых ярких техно-трендов 2018-2019 – это умный дом: пример технологии, которая всё-таки стала доступна массовому потребителю (не без помощи компании Apple). Для нас эта идея интересна тем, что она уже вошла в массовое потребление в США и Европе, а значит, в ближайшие несколько лет можно ждать внедрение технологии в России. Но обо всём по порядку.

 

 

Что такое интернет вещей и при чём тут умный дом?

Идея автоматизированного дома, который всеми силами заботится о своих жильцах, известна уже более полувека, но воплощать в реальность её начали только в последние десять лет, а пик развития пришелся на 2017-2018 года. Почему так произошло? В первую очередь из-за интернета вещей.

В конце нулевых, на фоне развития смартфонов и появления «умных» приборов, ходила шутка: «скоро с холодильника можно будет в интернет выйти». Что ж, сейчас эта шутка стала реальностью. «Интернет вещей» – это сеть из нескольких бытовых приборов, работающих совместно. Концепцию впервые сформулировал Кевин Эштон, глава и основатель исследовательской группы Auto-ID при Массачусетском технологическом институте. В 1999-м, проводя презентацию для топ-менеджеров Procter&Gamble, Эштон упомянул об идее использования радиочастотных меток для создания сетей из обычных приборов, использующихся в работе.

Тогда речь шла о корпоративном использовании, но идея быстро привлекла к себе внимание своими возможностями в бытовом применении. Уже в 2004-м Scientific American объединили идею умного дома с мыслями Эштона, сформулировав новую концепцию: они рассказали о том, как связанные в единую сеть вещи могут взаимодействовать друг с другом. Например, датчик движения в спальне отмечает, что вы встали – и по всему дому происходят изменения: включается свет, запускается кофеварка и т. д. Мысль об автоматизации не была новой, но вот идея активного взаимодействия между разными вещами появилась именно тогда. Прошло 15 лет, и сегодня мы видим эту концепцию на пике своей славы.

 

 

 

Умный дом сегодня

Давайте сразу сделаем важную оговорку: системы Smart House присутствуют на рынке уже несколько десятилетий, но по-настоящему «умными» они стали только с появлением и внедрением интернета вещей. Поэтому, говоря об умных домах, мы будем иметь в виду именно такие системы, а всё, что было раньше, скорее имеет смысл называть «автоматизированным домом».

Итак, умные дома за последние пять лет сделали ключевой скачок в своём развитии: они стали массовыми. Началось всё это ещё в 2013-2014 годах, когда главные производители бытовой техники начали выпускать вещи, способные подключаться к интернету. Холодильник, с которого можно заказать еду. Видеозвонок, изображение с камеры которого можно посмотреть из любой точки мира. Гаражная дверь, которая открывается, как только вы закрываете дверь в сам дом. И так далее.

Но всему этому по-прежнему не хватало массовости и связности: да, каждая из вещей в отдельности может подключаться к интернету, выполнять какие-то функции – но где взаимодействие? Ответ дал Amazon, и произошло это 23-го июня 2015-го года. Именно в этот день умная колонка Amazon Echo вышла в массовую продажу – и именно с этой даты начался фактический «интернет вещей».

Современная Алекса – так зовут цифрового помощника Echo – может управлять чуть ли не чем угодно, от тостера до гаражных ворот. Главное, чтобы целевое устройство было «умным» и имело подключение к сети, остальное сделает софт от Amazon. И, естественно, Amazon в этом не одинок.

 

Кто делает «умный дом» сегодня?

Да почти все. Производители техники – Samsung, Bosch, LG и т. д. – все они выпускают те или иные «умные решения», причём во всех категориях: от кофеварок до телевизоров. Остаётся вопрос с тем, как связать всё это в единую сеть, и здесь есть несколько основных вариантов.

Об Алексе мы уже рассказали выше: Echo обойдётся в 30-150 долларов, поддерживает интеграцию почти со всеми устройствами, относящимися к категории «умных» и в целом распространена шире всего. Но вряд ли Амазону стоит расслабляться: Google Home уже наступает на пятки.

При схожей цене – от $30 – умная колонка от Google заметно умнее, чем амазоновская. Она гуглит ответы на ваши вопросы, самообучается, распознаёт голоса… и не разрешает встраивать своего ассистента в устройства от других производителей. Пожалуй, экспансию Google сдерживает только это решение: если Алекса скоро будет говорить с вами из каждого утюга и выключателя, Google Home ограничивается собственной колонкой. Ну и ещё один момент…

 

 pexels-photo-1072851.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&dpr=2&h=750&w=1260

 

Если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят

Маркетологи крупных корпораций готовы выкладывать очень солидные суммы за правдивую информацию о потребителях, а «умные колонки» выглядят идеальным сборщиком такого рода сведений. В конце 2018-го и Google, и Amazon, и Facebook представили новые версии своих смарт-хабов – они стали умнее, красивее, производительнее, а также получили ещё больше возможностей для сбора персональных данных.

«Интернет вещей» предлагает удобное голосовое управление и, в буквальном смысле, отслеживает каждый ваш шаг. Алекса знает, что вы покупали и когда уходили из дома. Google Home распознаёт голоса и точно ведёт запись обращений (иначе бы не работала система самообучения). Разумеется, корпорации утверждают, что централизованная обработка этих данных не ведётся – но кто поручится, что это действительно так?

Исследование Consumer Intelligence Research Partners показало, что в среднем владелец колонки Echo в Америке ежегодно тратит на Амазоне $1700 – а клиент магазина, у которого Echo нет, всего $1000. Очевидно, что Алекса пытается продвигать услуги и товары «родной» компании, но как далеко она готова в этом зайти?

В любом случае, современные умные дома собирают огромное количество персональных данных. Стоит ли с этим мириться, каждый решает сам, такова цена комфорта в текущих реалиях.

 

Распространение умных домов в США, Китае, Европе и в России

Согласно отчёту CIRP, в США умными колонками пользуется 50 000 000 человек. 70% из них – это владельцы Amazon Echo, ещё 24% отдают предпочтение Google Home, и 6% используют Apple HomePod. С учётом того, что рынок фактически образовался только в 2015-м году, результаты впечатляющие: каждый 6-й житель США купил себе smart hub – и это число продолжает расти.

Что касается других стран: 5 000 000 пользователей умных колонок есть в Китае, около 4 миллионов в Великобритании, 3 миллиона в Германии, 1,5 в Корее… и на этом пока всё. Во всех остальных государствах продано всего 5 миллионов smart speakers, и этого явно мало, чтобы говорить о каком-то общемировом тренде. Пока мало.

Что касается России, результаты неутешительны: вы без проблем можете купить умную колонку, подключить к ней умную технику… и общаться со всем этим по-английски: тот же Echo не поддерживает русский язык, и в обозримом будущем не планирует. Apple Homepod в России официально даже купить нельзя (да здравствует “серый” рынок!). Google Home должен вывести локализованную колонку на наш рынок в 2019-м, ждём. Впрочем, даже преодолев языковой барьер, придётся довольствоваться только «умным домом». Заказать через Google Home товары из российских интернет-магазинов не получится: просто нет нужной инфраструктуры. Такси тоже не вызвать.

Другой вариант – это Яндекс.Станция, но проект появился только в 2018-м и пока выглядит откровенно сыроватым. Алиса может «погуглить» через Яндекс, может включить музыку или фильм, сыграть с вами в города — и пока всё. Впрочем, у неё ещё есть время поучиться: по анализу J’son & Partners Consulting, в России только 0,6% домов и квартир являются «умными». Рынок пока находится в самой стартовой точке – посмотрим, может быть, нас ждёт активный рост с приходом Google Home, а может быть и нет. Но надеяться хочется на лучшее.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
Редактор контента
+7 (499) 372-37-72
Реклама PR и маркетинг



Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>