Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Уберизация в продовольственном ритейле. Возможно ли это?

Уберизация в продовольственном ритейле. Возможно ли это?

Наверное, только ленивый не слышал про «уберизацию» экономики. Экономисты и аналитики ломают копья в споре о том, что такое «уберизация» - это новая парадигма будущей экономики, либо очередной мимолетный тренд шеринга. Услугами Uber пользовались многие: кто-то считает создателей Uber гениями и визионерами, а кто-то считает Uber обычным сервисом. Тем не менее, компания работает на рынке относительно недавно (с 2009 года), но ей удалось быстро изменить соотношение сил на мировом рынке такси. Успех Uber вдохновил многих, появился даже специальный термин «уберизация», под которым понимают использование бизнесом программно-цифровой платформы (сайта или мобильного приложения), предназначенной для объединения на ней клиентов и поставщиков услуг. Примеры успешной уберизации есть, но их не так и уж много. Помимо самого Uber и его клонов-последователей, пожалуй, самый известный, Airbnb.

Бизнес-модель, используемая Uber, оказалась эффективной для многих видов деятельности на рынке оказания услуг. Благодаря сервисам, работающим по требованию (OnDemand), сегодня, например, можно убраться в квартире, не вставая с дивана. Для этого были созданы такие проекты, как британский Housekeep или Bidmycleaning в США. Оба предлагают пользователям просто назначить время, оплатить уборку и ждать, когда сотрудники сервисов придут к клиенту домой и сделают свою работу. Аналогичные сервисы существуют и для того, чтобы отдать одежду в прачечную. Это, например, Washio, Laundrapp или FlyCleaners. С помощью смартфона сейчас можно вызвать на дом врача (сервисы Medicast, Heal, Pager), попросить кого-то присмотреть или прогуляться с домашним питомцем (Dogvacay, Urban Leash, Wag),  посидеть с ребенком (Urban Sitter или KangaDo) и даже постоять в очереди (Placer).

Но на этом положительные примеры уберизации, пожалуй, заканчиваются. Как показывает время, уберизация чувствует себя отлично в сфере B2C (business-to-consumer, в пер. на рус. «бизнес для потребителя», произносится — «би ту си»), где организуются взаимоотношения между бизнесом и частным, конечным потребителем услуги. Огромным сегментом этого рынка является сектор продовольственного ритейла. Согласно исследованию Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» 2016 года под названием «Рынок розничной торговли продуктами питания» вклад розничной торговли продуктами питания в экономику России составляет почти 6%. А в целом по миру, по данным авторитетной международной исследовательской компании MarketLine в 2014 году суммарный объем розничных продаж продуктов питания оценивался в 5,85 трлн. долларов. По различным оценкам, на долю продуктов питания приходится около 40% от суммарного объема продаж всего ритейла. Не зря компания Wal-Mart с 2003 года удерживает 1-е место в Fortune500 (исключая 2006 и 2009 годы), а также регулярно возглавляет мировой рейтинг Global Powers of Retailing, составляемый компанией Deloitte. На Wal-Mart приходится 10% общей выручки всех участников Топ-250 компаний мира.

Поэтому для профильного сообщества презентация онлайн-ритейлером №1 в мире Amazon.com концепции продовольственного магазина будущего под названием «Amazon Go» в конце декабря 2016 года, с одной стороны, не стала удивлением: ведь Amazon.com в последние годы не скрывала своих амбиций по выходу на рынок продовольственного ритейла, а с другой стороны - повергла изумлению обычных пользователей. Для тех, кто не знает, как устроена концепция Amazon Go, поясню: на входе в магазин установлен турникет, который считывает информацию о клиенте, заходящем в магазин; далее посетитель просто берет товар с полки, а машинное зрение фиксирует факт покупки. Когда же покупатель покидает магазин через турникет товары, которые он взял с собой считаются купленными и будут оплачены с Amazon-аккаунта покупателя. Прототип магазина действует в Сиэтле, однако покупки могут совершать в нем пока только сотрудники самого Amazon. Компания анонсировала открытие магазинов для обычных потребителей в 2017 году, но год заканчивается, а слухов об открытии магазина в текущем году нет.

Извечные антагонисты американцев – китайцы, не стали в стороне от этого тренда и в конце января 2017 года представили свою версию автоматизации продовольственного магазина. Одно из инновационных подразделение самой дорогой китайской компании Tencent Holdings представило BingoBox – магазин, в котором все товары помечены RFID-метками. Для того чтобы попасть в Bingo Box необходимо пройти аутентификацию по QR-скану. В самом магазине покупатель, выбрав товар, обязан разместить его на RFID-считывателе, после чего товар оплачивается с аккаунта мобильного приложения. На выходе покупатель «сканируется» для определения все ли выносимые им товары были оплачены. Если товар оплачен - покупателю открывается дверь. Прототип магазина также действующий. К слову сказать, RFID-метки давно есть в продаже, качественные модели стоят, минимум 0,5-0,8$/шт. Так что каждый желающий может попробовать свои силы в открытии аналогичного магазина.

Опуская глубокий анализ технических особенностей обеих концепций, не взвешивая плюсы и минусы каждой, поскольку для этой цели автор предполагает подготовить отдельную статью, предположу, что началу большой битвы технологических гигантов за огромный лакомый кусок продовольственного ритейла положено. Кажется, что на рынке намечается что-то серьезное, некий технологический прорыв, которого кстати на этом рынке не  было уже почти 70 лет, со времен когда в 50-60-х годах 20 века, тот самый Сэм Уолтон предложил новейшие технологические решения, ставшие основой успеха его торговой империи. Отмечу, что приз в этой битве очень ценен, как для потребителя, так и для бизнеса.

После обнародования обеих концепций в профильном интернет-сообществе пошли робкие высказывания о том, что в продовольственном ритейле назревает «уберизация», при этом условную пальму первенства заочно вручили Amazon Go. С таким подходом согласится довольно сложно. На мой взгляд, вывод об уберизации в продовольственном ритейле преждевремен.

Несомненно, цель обеих концепций – создать юзабилити - приветливый для покупателя сервис, по максимуму устранить взаимоотношения покупателя и персонала магазина, сократить издержки на труд кассиров. Такая задача, как кажется на первый взгляд, сервисами решается. Однако имеет ли место уберизация ритейла в этих сервисах? Полагаем, что нет.

Если принять за основу, что краеугольным камнем уберизации является устранение посредников во взаимоотношениях бизнеса и конечного потребителя путем внедрения некоего программно-аппаратного комплекса (сайта или мобильного приложения), то где в этом случае устранение главного посредника в ритейле – магазина, супермаркета, гипермаркета, то есть торговой сети? Если до появления Uber в сфере такси таким устраненным посредником был колл-центр, принимающий заявки от желающих воспользоваться услугами и передающий их водителям на линии, до появления AirBnB – агентства недвижимости, аккумулирующие предложения от владельцев квартир и предлагающие различные варианты нанимателям, а до появления Booking.com – туристические агентства, то какого посредника устранили Amazon Go и Bingo Box? Торговая организация как была так и осталась. Можно ли считать посредником продавца, труд которого в случае практического внедрения данных концепций, становится не актуальными? Полагаю, что нет.

Думаю, со мной согласятся многие: торговые сети, как бизнес-единицы, не пользуются особой популярностью. В глазах обычных покупателей торговые сети предстают в виде «торгашей», накручивающие огромные наценки на товар. Особой любви к ним не питают и производители товаров: многие из них вынуждены годами проходить бюрократические барьеры для достижения заветной цели – получения места на полке торговой сети. И такое отношение к торговым сетям  доминирует не только в России, но и во многих странах. Поэтому уберизация в продовольственном ритейле откладывается на неопределенный срок.

По мнению автора, уберизацию в продовольственном ритейле можно было бы представить как некий маркетплейс, как например, Яндекс.Маркет, только оффлайн. Это площадка, где производитель, напрямую бы встречался со своим покупателем. Где производитель сам устанавливает цену на свой товар, а покупатель, голосует за тот или иной товар, как говорится, рублем. Место, где именно производитель, а не торговая сеть, получает выручку за свой товар, отдавая некую плату за размещение на маркетплейсе. Не ярмарка, конечно же, но что-то подобное, на более высоком технологичном уровне, соответствующем реалиям современного мира. По сути, уберизация в продовольственном ритейле сводится к созданию магазина, в котором цену на товар устанавливает не торговая сеть, а  производитель, который вознаграждает владельца торговых полок неким процентом от своих продаж. Согласитесь, такая концепция абсолютно диаметрально противоположна современному продовольственному ритейлу. Остается открытым лишь один вопрос: как такой маркетплейс выдержит конкуренцию с существующими сетями? Ответ, видимо, один: в роботизации и автоматизации торговых операцией, которые позволят существенно снизить издержки на труд. Начало этому положено: Amazon Go и Bingo Box показали миру, что автоматизация и роботизация магазинов возможна и процесс уже начат. Видимо, уберизация в продовольственном ритейле выразится в его роботизации, в создании некоего роботизированного ритейлера, в создании системы, если хотите роборитейла, за которым, возможно, будущее этого рынка.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Комментарии
RU, Москва
---

Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>