Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Цифровая триада: данные - информация - знания/ценность
Совершенствуя детали 4 месяца назад

Цифровая триада: данные - информация - знания/ценность

Как избежать лоскутной цифровизации и не превратить «озера данных» в болота; какие данные «умны»; что на вершине цифровой пирамиды; чего нам «цифра» не простит, – рассказывает Алексей Заславский, директор департамента систем управления информационными сервисами «Витте Консалтинг».

О цифровых технологиях и уровнях пирамиды

Сегодня у всех на слуху цифровая экономика, цифровая трансформация, цифровизация. Государство разрабатывает и принимает специальные стратегии и программы, корпорации планируют или уже реализуют программы по цифровой трансформации, конечным потребителям грозят тотальным датацентричным будущим...

Возьмем определение термина из профильных нормативно-правовых актов: «Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде». 

Данные – это кровь цифровой экономики, сердце любой большой и малой цифровой трансформации. Несколько утрируя, но не изменяя самой сути, можно сказать, что любая модная цифровая технология – это технология генерации, передачи, хранения, обработки и извлечения данных и/или получения с помощью этих данных некой ценности.

Избегая деклараций о лавинообразном росте информационных потоков, генерируемых и обрабатываемых в мире в последние годы, отмечу лишь, что этот процесс связан прежде всего с ростом объемов неструктурированных или слабоструктурированных данных. И требует использования специализированных инструментов и технологий, отличающихся от бывших ранее классическими инструментов работы со структурированными данными, сохраняя при этом актуальность эффективной работы с ними.

Давайте представим себе некую пирамиду, уровни которой от подножия к вершине можно описать как данные – информация – знания/ценность. На каждом из уровней надо решить комплекс взаимосвязанных задач, использующих различные методики, методы и технологии, которые должны быть направлены на достижение конечной цели – извлечение требуемых знаний и/или получение необходимой ценности.

Спектр таких задач широк: от определения источников данных, механизмов их генерации, сбора и актуализации, обеспечения эффективного хранения и доступа к данным – через решение задач обработки, обеспечения нужного качества данных, организации работы с мета- и мастер-данными, – до превращения данных в значимую информацию за счет их горизонтальной и вертикальной контекстуализации, применения различных инструментов и технологий, направленных на получение требуемых знаний и/или ценности.

О технологиях работы с большими данными

Большие данные сегодня многим представляются ответом на все вопросы. Берем данные, запускаем скрипт и ожидаем, что мгновенно получим на выходе идею прорывной инновации или понимание, как изменить бизнес-модель. А когда по разным причинам этого не происходит, это вызывает недоумение или рождает недоверие.

Нужны не большие данные как таковые, а «умные» данные, грамотно подобранные и обработанные, из которых можно извлечь требуемую ценность. И важен не столько их объем, сколько понимание конкретной цели, правильно выбранные и использованные инструменты, которые эффективно смогут работать с каждой из трех V-составляющих, где volume – объём данных, velocity – скорость прироста/обработки, variety – многообразие данных.

О возможных ошибках на пути к «умным» данным

Лет 10-12 назад говорили о лоскутной автоматизации, когда для решения конкретных задач создавалась новая информационная система, а затем разрабатывались многолетние и дорогостоящие программы устранения дублирования и перехода к целевому ИТ-ландшафту. Сегодня, когда отдельным представителям менеджмента надо быстро и «малой кровью», ничего не меняя по сути, показать, что они в цифровом тренде, компании могут пойти по пути уже «лоскутной цифровизации», то есть решать локальные задачи за счет точечного внедрения инноваций, не научившись эффективно работать с таким новым активом цифровой экономики, как данные. «Цифра» этого не простит: скорость изменений растет, а с ней растет и цена ошибки неэффективного использования собственных активов, исправлять которую будут уже другие.

Еще пример: построение так называемых «озер данных», под которыми подразумевают организацию хранилищ, куда сливают все данные отдельного подразделения/филиала в надежде вытянуть из них потом максимум пользы. Или, наоборот, в одно озеро сливаются практически все данные всех подразделений компании по принципу «все в дом».

В первом случае, какую бы могучую аналитику ни привлекали для обработки данных, ее выводы будут ими и ограничены. Есть большая вероятность в итоге получить много маленьких прудов и запруд, в которых ничего крупнее мелких карасей поймать будет нельзя, даже если для их вылова применят новейшие технологии искусственного интеллекта и блокчейн для учета.

Во втором случае есть риск, что в отсутствие механизмов управления метаданными, четких процедур сбора и актуализации данных большое озеро очень быстро превратится в болото, где водятся одни «пиявки да лягушки».

Надо создавать целую гидросистему с системой водохранилищ, шлюзов, каналов, систем очистки, с помощью которых можно получать нужные продукты и услуги: ловить рыбу, орошать поля, кататься на лодках, вырабатывать электроэнергию, доставлять потребителям техническую или питьевую воду.

Как избежать «лоскутной цифровизации»

Как ни банально, надо обеспечить баланс для быстрого решения отраслевых задач на основе методически грамотного подхода, который не приведет в итоге к «лоскутной цифровизации». Именно поэтому на первый план сейчас выходят платформенные решения, способные обеспечить как гибкую работу с данными различных типов, так и реализацию на базе этой платформы конкретных отраслевых решений с возможностью их масштабирования в дальнейшем.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
4 месяца назад
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
www.vittecon.ru, Руководитель направления PR и маркетинговых коммуникаций
+74957771095
Информационные технологии

Cозданный в 2014 г. в структуре ГК "АйТеко" бренд фокусируется на внедрении цифровых технологий для решения бизнес-задач в сфере управления активами, услугами, развития человеческого капитала; систем управления организационными преобразованиями и цифровых платформ в интересах новых производственных и бизнес-моделей предприятия. www.vittecon.ru




Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>