Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Страсти с научной точки зрения

Страсти с научной точки зрения

СТРАСТИ - вещи сугубо персональные. Не уникальные (хотя и такое, наверное, бывает), а именно персональные – в смысле привязки к субъекту и воздействия на него. Так что, толковать о страстях общечеловеческих можно, конечно (что-то вроде обмена опытом). Область желающих потолковать заселена давно и очень плотно. Теснота там неимоверная, а жаждущие поселиться всё напирают.

В центре этой области – Фрейд «со товарищи», пытающиеся исследовать беспристрастно и оформлять выводы в научном стиле (где «я» – на последнем месте). Вокруг - «инженеры человеческих душ», наблюдающие пристрастно и оформляющие сообщения в художественном стиле (у них «я» – всегда на первом месте; не обязательно в форме «Я-чества», традиционного для сердечных поэтов). Ну а по периметру – тучи, включающие психотерапевтов, экстрасенсов и др. Их стиль – «не скажу как, но вижу насквозь». Эти не раскрывают секреты «мастерства», они им пользуются.

МОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Полагаю, что наиболее продуктивны выводы о страстях, сделанные в научном стиле. Продуктивны в смысле познания природы страстей, их свойств, механизмов управления ими и рекомендаций относительно поведения в ситуациях, когда страсти овладевают нами.

СТРАСТЬ – доминирующее состояние, которое во многом определяет режимы функционирования подсознания, сознания и, как следствие - организма в целом.

Длительность такого состояния и его устойчивость зависят от характеристик индивида и воздействий окружения.

СТЕПЕНЬ УПРАВЛЯЕМОСТИ СОЗНАНИЕМ - это функция S(x) многих переменных [x - вектор аргументов; 0<S(x)<1]. Ноль означает полную неуправляемость сознанием (свершившийся переход из страстного состояния в безумное), а единица - полную управляемость (отсутствие страсти). 

ДВА КЛАССА СТРАСТНЫХ СОСТОЯНИЙ

Страстные состояния делю на два класса: мобилизующие и демобилизующие.

КТО ИЗЛАГАЕТ

Поскольку речь идет о моей точке зрения, надо представиться [на снимке: с моими ребятами в 1977; Маше - 3, Ладе (дочери жены от первого брака) - 11, мне - 40, Саше - 2]. 

К любителям народной гущи не принадлежу, а потому не имею такой выборки наблюдений, чтобы строить общеполезные модели. Хотя уже довольно длительное время наблюдаю себя и ближайшее окружение. Кое-какой опыт скопился. 

Несмотря на радикальную интравертность, конфликты и всякие там проблемы уживчивости с людьми у меня случались редко. Так что большого опыта боевых действий на этом поле не имею. В школьной среде, студенческой, спортивной, армейской, научной – везде старался и продолжаю стараться учитывать интересы тех, с кем взаимодействую. Обычно они отвечают тем же. С теми, кто не отвечает и пытается вредить - война. 

Легче всего мне - в спортивной и профессиональной среде.  Больше всего проблем - с обидчивыми (не всегда разбираю, на что обижаются) и скромными (чего-то хотят, но не говорят: сам-мол, догадайся). С обидчивыми и скромными особями мужского рода стараюсь в контакты не входить. Обидчивые и скромные женщины и дети – это другое. 

Конечно, не всегда удавалось дистанцироваться от народной гущи (школьные, студенческие годы; служба в армии: хоть и на офицерских должностях, а все же…). 

Получилось уйти в желанный «отрыв от народа», только когда стал научным работником (с 1968). Возможность заниматься делом без обязательной явки в контору – для меня большое благо (в науке такой режим практикуется, если исследования не связаны с инструментарием, который дома не разместить). 

Так что, говорить «за всю Одессу» оснований не имею, да и склонности – тоже. «Мы», «коллектив», «народ» - такие прикрытия, используемые для придания веса, никогда не признавал («мы посоветовались», «мнение коллектива», «именем народа», «народ не обманешь» и пр.). Прикрывающиеся ими – мои противники (по определению). Их, конечно, - тьма и оружием они пользуются более серьёзным, чем мое презрение к ним (холодное ощущение морального превосходства).

В детские годы оно не было холодным и нередко переходило в ярость. А потому доходило и до интерфейса на физическом уровне. Их технология известна – сговариваться и бить кучей, моя – тоже не ноу-хау – ловить по одному и отбивать охоту входить в состав кучи. Физический интерфейс особенно активно практиковался на отрезке [(1-6) класс]. Тогда учителя особенно активно долбали по мне записями в дневниках типа «противопоставляет себя коллективу» и «дезорганизует работу класса». С противниками-соучениками было попроще: без сложного идейного обоснования. Они: не присоединяешься к кодле, готовящейся кого-то отметелить; даёшь в глаз за то, что тебе мешают на уроке, да и, вообще – задаёшься. 

Про «мешают на уроке»: до восьмого класса устные уроки дома не делал, обходясь заслушиванием того, что разжёвывают учителя. Да и письменные старался сделать тоже в школе. После школы: футбол, хоккей, акробатика. Домой – только поесть и поспать.

ПОДЛЯНКА ВЕРНЫХ ЛЕНИНЦЕВ

Ну, и самое крупнокалиберное, что перепало мне от противника - «сорвал митинг, посвящённый 53-годовщине великой октябрьской революции». Было это в 1970 в ИНЭУМе [научно-исследовательском Институте Электронных Управляющих Машин, куда устроился в 1968 после увольнения из кадров Советской Армии, где служил на офицерских должностях с 1962 (был призван из запаса во время карибского кризиса)].

Как обычно, ушли мы (мужская часть отдела, не включающая верных ленинцев) и в тот предпраздничный день поиграть в футбол в обеденное время (парк им. Горького был рядом: мы и приладились там на одной из теннисных площадок). Да, заигрались маленько: опоздали на этот «святой для всего советского народа» митинг. 

Все, кроме меня, обошлись замечанием «Нельзя же так!». Я же (как «дезорганизатор класса») был выбран нашим горячим начальником в качестве жертвы на алтарь революции. 

Объяснение выбора жертвы: 

  1. предложил я (не пригласив его в соавторы) новую постановку одной из ключевых задач, которую поддержали ведущие сотрудники отдела; 
  2. опасались они с парторгом, что может им влететь за неполное "единодушие трудового коллектива на митинге" (если дойдет до компетентных органов, глаза которых были тогда везде; а в нашем отделе даже не одна пара). 

Накатали на меня служебную записку в дирекцию, подписали треугольником. Собрались везти в дирекцию. Она была в другом здании (ехать надо было). 

По их «честным партийным лицам» увидел, что подлянка готова. Быть бы изгнанным с волчьим билетом, но опередил я верных ленинцев. Пока они гужевались, отшлифовывали текст приговора и решали, кому везти донос, предпраздничный короткий день кончился. 

Не отвези я в тот же день заявление об увольнении по собственному желанию прямо нач. отдела кадров, неизвестно как бы всё обернулось. Помог мне тогда зам. директора по режиму.  

Вызвал после праздников, показал кляузу и с партийной прямотой объявил: «М*дак твой начальник! Помочь ему не могу. Их служебная не срабатывает после твоего заявления». Был он тоже Офицер (хоть и КГБэшник).  

ОТЦОВСКАЯ КОБУРА

Первые мои выводы относительно страстей получил в 5 лет (в 1942, в эвакуации). Был тогда облапошен пацаном постарше. Уговорил он меня во дворе поменяться: он мне – самодельную юлу из обрезанной катушки и выструганной палочки, я – подаренную отцом кожаную кобуру для пистолета. Не видел я до этого юлу! (пулемет «чапаевский» у меня был, а вот юлы не было). А поведение её завораживало! Раз за разом пацан запускал чудесную юлу, дожидаясь полной моей готовности к его афере. "Хочешь попробовать?" - тут он и сделал своё предложение, от которого я не смог отказаться. 

До сих пор жжёт меня эта оплошность: ведь кобуру-то мне отец подарил, отправляясь на фронт. Под неё мама ремень приспособила. Этим ремнём с кобурой подпоясывался перед выходом во двор (война ведь). Получилось, что разоружил меня «напёрсточник»: сдал ему отцовское снаряжение.

ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ОПЫТ

Через пару лет, начал приобретать практический опыт построения отношений типа КООРДИНАЦИЯ. 

Летом 1944 перевезла нас мама в совхоз "Эфиронос" Пахтаабадского р-на Сталинабадской обл. Таджикистана. В городе Сталинабаде, где жили до этого, с едой стало совсем плохо. Было нас трое на маминой шее (бабушка, сестра и я). 

7-летнюю мою годовщину отметили на новом месте. Мяса, рыбы и пр. животных белков тогда перепадало крайне редко. Есть хотелось постоянно. Мелкий народ в основном утолял белковую потребность ядрами абрикосовых косточек. Обезьяньими стаями лазали мы по абрикосовым деревьям, и, конечно же, случались конфликты (кому первым влезть и пр.).

Меня, как новенького, поначалу посчитали лишённым всякого права претендовать (известный в "народной гуще" обычай). Да и вид у меня был ...не очень. Аборигены моего возраста смотрелись посильнее. Вожаком у них был Шурка Подставкин (ему уже шёл 9-ый). Шуркина мать принадлежала к совхозной элите (шеф-повар местной столовки). В харчах Шурка не нуждался и выглядел внушительно. 

Начал он и меня приучать к своим порядкам. Получив возражение, применил физическое воздействие. Кодла добавила. До вечера я мотался, опасаясь расстроить родню своим видом. Расстроил... 

Не знал мордастый Шурка, что такое война за близких. На другой день решил он сразу приступить к экзекуции, не сомневаясь в том, что никакого противодействия не встретит. Мои удары левой в глаз, а правой - по носу (школа моряка-инвалида, который жил с нами в одном дворе, в Сталинабаде) были для него полной неожиданностью и лишили всякой боеспособности. Да и очко у него оказалось трикотажное (сразу согнулся и завыл). На том и поладили. Стал я для них "своим". 

Отношения КООРДИНАЦИИ построил. 


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
http://www.s-economics.org/, Зав. лаб.
Образование и наука

Ильин Владимир Дмитриевич

Доктор технических наук, профессор.

Автор монографий (S-экономика: механизм хозяйствования в эпоху Интернета. М.: ИПИ РАН, 2011; Система порождения программ. М.: Наука, 1989; Основания ситуационной нформатизации. М.: Наука, 1996 и др.) и статей по информатике и экономике.
Зав. лабораторией "Методологических основ информатизации" в Институте проблем информатики РАН.

Основные цели блога:

 О правилах дискуссии

В дискуссиях считаю недопустимыми:

  • анонимность [любой материал (включая рецензии) всегда подписываю, давая возможность ответить; иначе - какая ж это дискуссия Smile];
  • обсуждение участников дискуссии (в любой форме: славословие, поношение или что-то ещё); 
  • участие посторонних в дискуссии профессионалов (например, в научной дискуссии достаточно предъявить пару ссылок на статьи или книги, опубликованные в профильных изданиях); посторонние должны иметь возможность задать вопросы профессиональным участникам дискуссии, используя, например, электронную почту.

Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>