Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Современный ИТ-рынок в переломный момент: большие возможности и немалые проблемы

Современный ИТ-рынок в переломный момент: большие возможности и немалые проблемы

 

Современный ИТ-рынок находится в турбулентном состоянии. Его «трясет», поскольку те тренды, которые казались для России незыблемыми последние 20 лет, вдруг стали стремительно терять свою устойчивость. Как известно, на протяжении нескольких десятилетий у нас культивировалась «заточенность» под импортные технологии, работа под лозунгами «Запад с нами», «С нас нефть и газ, а остальным заграничные друзья обеспечат». Весь государственный механизм работал на то, чтобы это тренд проник во все клеточки государственного организма. И он проник! И реально сформировал целое поколение людей, которые не мыслят по-другому. Они свято уверены, что качественные информационные технологии могут быть только американскими или европейскими, что аналогичного отечественного софта нет и быть не может по определению, а если подобные системы и взрастают на российских просторах – они просто жалкая подделка западных разработок. Эти стереотипы прочно заложены в подсознание миллионов людей.

И вдруг оказалось, что «непоколебимая» установка не прошла проверку на прочность. Во-первых, государство прямо заявило: надоело чувствовать себя второсортным на мировом рынке. Во-вторых, жизнь наглядно продемонстрировала, что западные «товарищи» на самом деле мыслят и ведут себя отнюдь не по-товарищески, а готовы при любом удобном случае ставить нам палки в колеса. И значит, у нас нет иного выхода, кроме построения технологического суверенитета. 

Главными системообразующими элементами в фундаменте всех масштабных государственных программ, напрямую или косвенно связанных с ИТ (таких как «Цифровая экономика» и прочие), являются по сути два компонента: электронная элементная база и операционные системы. Именно от них в конечном счёте зависит работоспособность всех остальных софтверных решений, включая такие инновации, как искусственный интеллект, промышленный Интернет, большие данные, блокчейн. Вопрос встал ребром: либо мы научимся производить элементную базу (в частности – процессоры), сможем создавать операционные системы и поддерживать их жизненный цикл, либо мы остаемся в фатальной зависимости от воли зарубежных поставщиков решений, которые – будем честны – находятся под давлением западных политиков и спецслужб.

Поэтому государство впервые сформулировало базовую задачу для цифровизации нашей экономики: создать и развивать механизмы, стимулирующие разработку и применение отечественных информационных технологий, и в частности— программного обеспечения. Все предыдущие программы – «Электронная Россия», «Электронное правительство» и другие – априори исходили из того, что они будут воплощаться в жизнь на импортных технологиях. Сегодня государство впервые сказало: довольно реализовывать масштабные государственные программы на зарубежных технологиях.

Рынок всколыхнулся. Все спешно принялись выяснять:  что у нас есть в заделе из российских разработок?

Естественно, первым делом заказчики стали обращаться к госкорпорацииям, как лидерам индустрии. Но оказалось, что лидерам практически нечем ответить на современные запросы рынка. Подавляющее большинство их разработок предназначено для решения достаточно специфических задач, поскольку создавалось вне рыночной модели на выделенные бюджетные средства. Закончилось финансирование – закончилось и развитие программного продукта. Сама экономическая модель, реализуемая государством, не побуждает госкорпорации создавать решения с длительным жизненным циклом, не создает условия для заинтересованности разработчика в развитии программного продукта.

Сегодня нам всем крайне важно извлечь правильный урок из такого подхода к разработке софта: информационные технологии не могут развиваться за бюджетные средства. Создание программных продуктов — это настолько динамично развивающаяся отрасль, что попытки развивать ее дискретным точечным госфинансированием фактически убивают отрасль. Поэтому я глубоко убежден, что в софтверной области сегодня реальный задел есть только у тех компаний, которые уже сумели занять определенные рыночные ниши. У госкорпораций этого нет. Уверен, сейчас начнут возникать идеи быстро «огосудасрствить» рыночные компании и доложить правительству о достигнутых успехах на ниве импортозамещения. Но это будет «решением наоборот»: ни в коем случае нельзя извлекать из рыночной среды разработчиков, которые уже создали и развивают софт мирового уровня.

Что сегодня мешает развитию ИТ-рынка? Велика опасность того, что в самое ближайшее время появятся государственные «лидеры», которые пообещают: мы все сделаем. Это очень опасно для рынка, потому что они недееспособны в области динамично развивающихся технологий. Танки, самолеты, станки – то, что может разрабатываться годами и десятилетиями, а потом годами реализовываться и быть на снабжении еще десятилетиями – вполне может выполняться в рамках нерыночной модели. Но технологии, которые развиваются каждую неделю, день, даже каждый час – это они не в состоянии осваивать. Сама экономическая и организационная модель, в которой работают госкорпорации, не позволяет этим структурам идти в ногу с софтверным ИТ-рынком. Рынок – это поле деятельности динамичных компаний. Государство должно дать им карт-бланш на реализацию масштабных государственных программ. И не придумывать каких-то искусственных ограничений, в чем наше государство традиционно очень сильно, попадая под воздействие лоббистов из крупных государственных корпораций. Поддерживать надо не тех, кто обещает, а тех, кто уже сделал и способен динамично развивать свои разработки дальше.

В ИТ, как и в других индустриях, существуют точки роста, своего рода «центры кристаллизации» инноваций и лучшего опыта. Вокруг них могут и должны создаваться, «выкристаллизовываться» целые направления. Государству надо найти эти точки роста и вокруг них формировать развитие целой индустрии. Ни в коем случае не идти на поводу у тех, кто громко обещает сделать. Даже если он, образно говоря, будет «клясться на крови» — нельзя верить этим людям на слово! Если они не сделали за последние двадцать лет, то ничего не сделают и в будущем. Рынок — это другие подходы, другая модель работы, принципиально другая динамика. Любители обещаний и освоения бюджетов совершенно не ориентируются в рыночных моделях, не умеют в них работать. Мы видим сейчас потуги крупных государственных корпораций, которые пытаются создавать различные структуры на волне государственных программ импортозамещения, «Цифровой экономики» и прочих. Слышно, как они «трубят» на совещаниях об огромных перспективах этих направлений и о своих планах по реализации этих перспектив… Но это просто очередная спекуляция. Дальше слов, как водится, дело не пойдет.

Господдержка, на мой взгляд, должна выражаться в поддержке именно «центров кристаллизации». Надо дать возможность компаниям, которые давно и успешно работают в рыночной модели, принять участие в крупной государственной программе. Например, найти компанию, которая не на словах, а на деле занимается разработкой отечественных операционных систем. Не псевдоотечественных, а действительно отечественных, построенных и устойчиво развивающихся на базе собственного репозитория и среды разработки. Или компанию, преуспевающую в нише отечественных ERP-систем. Они уже есть, эти компании. Поддержите их финансами – и они будут дальше развивать свои разработки, уже созданные и прошедшие проверку рынком.

Но сейчас есть опасность, что государство пойдет по другому пути. Под действием лоббистов из крупных корпораций будет составлена программа разработки нужных технологий, эти корпорации будут всячески стараться «откусить» весомые куски госбюджета, пообещав разработать все, что требуется. Но на деле все обернется освоением бюджета и дискредитацией государственных инициатив. Поэтому, повторюсь, первоочередная задача – определить целевые точки роста и целенаправленно вкладывать государственные средства в них. Хватит ли у государства и правительства силы воли найти эти точки роста и профинансировать их – мы увидим в скором будущем.

Я уверен, что у российских разработок и перспективы экспорта достаточно оптимистичные. Если государство определит «точки кристаллизации» и начнет инвестировать в них – уже со следующего года вполне можно будет экспортировать российские ИТ-решения, которые базируются на отечественных процессорах и отечественных операционных системах. В подобных экспортных российских продуктах заинтересовано немало стран, не желающих работать на навязанных Западом технологиях и принимать связанные с этим риски. Я могу с ходу назвать десяток стран, которые с удовольствием приобретали бы российские технологии, позволяющие создавать масштабные информационные системы. Да, эти разработки надо довести до экспортных кондиций. Но именно для этого и существуют соответствующие госструктуры, которые обязаны поддерживать российский экспорт. Уже в этом году можно начать готовить экспортные релизы для выхода на международный рынок.

Другая важнейшая задача – изменить систему профессиональной подготовки кадров для отрасли ИТ. Здесь пока дела плохи, потому что профессиональная подготовка молодых специалистов практически полностью ориентирована на программные продукты зарубежных вендоров. Долгое время российская система образования, начиная чуть ли не с детского сада, исправно готовила потребителей импортных решений. Существует даже такое расхожее выражение: каждый год школы и институты выпускают тысячи противников импортозамещения. А иначе и быть не могло – ведь ребят готовят по программам, которые были написаны нашими зарубежными партнерами: много «правильных» слов в поддержку собственных технологий. Ну нелепо же этого не видеть! Надо учебные программы переделывать. Это огромная задача, которую государство должно начать решать незамедлительно. Не бизнес, которому доступен локальный уровень, а именно государство. Не пускать процесс на самотек — авось само сложится, а заниматься системно, постоянно, каждый день. Учебные программы надо непрерывно развивать и модернизировать, направлять на поддержку продуктов импортозамещения.

Да, на реализацию всех поставленных задач потребуются немалые средства. Но если мы хотим, чтобы «самолет» цифровой экономики взлетел, в него надо инвестировать средства.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
1 месяц назад
Комментарии
RU, Москва
Генеральный директор
Информационные технологии

Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>