Участники    Авторизация    Блоги      Мероприятия  Группы  
 
 
Россия, Москва
Управляющий партнер
+7 495 761 5865
Консалтинг включая управленческий и кадровый

Российский эксперт в области информационной безопасности, защиты персональных данных, коммерческой тайны, безопасности бизнеса, государственного регулирования охраны конфиденциальности.

Реклама как фактор риска для банка. Практика правоприменения

В сегодняшнем посте мы рассмотрим, как на практике реализуются требования законодательства о рекламе, о персональных данных и защите прав потребителей, о которых я писал вчера, при выявлении случаев распространения банками рекламы с нарушением закона.

Практически все случаи связаны с жалобами конкретных граждан на ненадлежащую рекламу. На семинаре, который мы проводили для наших клиентов, был задан вопрос: «А получают ли пожаловавшиеся граждане какую-то выгоду от своей инициативы и бдительности?». Ответ простой – нет, это проявление гражданской позиции или выпуск пара из-за раздражения бесконечным спамом. И никаких меркантильных интересов.

Самый распространенный и легко доказываемый случай – рассылка незапрашиваемых смс-сообщений, то есть спама.

Таких примеров очень много, вот один, довольно показательный: управление ФАС по Свердловской области оштрафовало Альба-Банк за смс-сообщение: «Управляйте Вашими финансами разумно! Откройте пакет услуг Оптимум для ежедневного банковского обслуживания, который включает в себя наиболее необходимые услуги. Подробности по телефону…» от «Alfa-Bank».

Очень тонкий момент – разница между рекламой (в законе написано, что это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке», и слова про неопределенный круг лиц представляются здесь ключевыми) и адресным обращением к субъекту персональных данных. Как мы помним, в стоимостном выражении разница между штрафами по соответствующим статьям – на порядок и более. По ст.14.3 КоАП (нарушение законодательства о рекламе) – от 100 до 500 тыс. рублей штрафа на юрлицо, а по ст.13.11 (нарушение законодательства о персональных данных) – от 5 до 10 тыс. рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

Однако ФАС придерживается мнения, что все, что направляется потребителю с целью продвижения услуг, – реклама, независимо от формы обращения. Пример? Пожалуйста: «Максим Андреевич, напоминаем, только до 31.01.2016 Вы можете воспользоваться нашим предложением по вкладу «Счастливый год!». Успейте оформить вклад под 9% годовых в любом нашем отделении. Ваш Сбербанк». Максим Андреевич обиделся, видимо, на столь низкий процент, и обратился в тот же ФАС Свердловской области, а Сбербанк получил штраф в 100 тыс.рублей.

А вот «Совкомбанк» пострадал серьезнее. Тюменский пенсионер взял в нем кредит и уже дома, изучая договор, обнаружил, что во взятую им сумму кредита входит оплата программы страхования и оплата электронной пластиковой карты, о которых в рекламе продукта не было ни слова. Территориальное управление ФАС увидело там сразу два нарушения, и за страховку, и за эмиссию пластиковой карты выписало два штрафа по 300 тысяч рублей каждый.

Еще одна уловка, на которую часто идут банковские маркетологи, – разный шрифт в рекламе в зависимости от привлекательности условий для клиента: большой, если это выглядит заманчиво, и мелкий, если это может отпугнуть. Ну совсем мелкий. Нечитаемый.

АО КБ «РУБЛЕВ» разместил рекламу вклада на специальной конструкции с изменяющимися панелями – призматроне. Про 22% годовых было написано очень крупно и видно издалека, а вот про остальные условия мелко, да так, что из-за разрезки текста панелями прочитать его было нельзя. Ставропольское управление ФАС оценило изобретательность рекламодателя в 101 тысячу рублей – чуть больше минимального возможного наказания.

Не менее, чем спам, распространенное нарушение – невыполнение требований части 3 статьи 28 закона «О рекламе», требующей давать полную информацию о кредите и условиях, влияющих на его стоимость.

«Мастер-Банк» распространял на территории г. Москвы листовки, рекламирующие услуги кредитования малого и среднего бизнеса, в которых не сообщалось о критериях получения рекламируемых кредитов и процентной ставке по ним. По мнению московского управления ФАС, это могло привести к неверному восприятию информации потенциальными заемщиками. Итог стандартный – те же 100 тысяч рублей штрафа.

Очень точно надо подходить к указанию в рекламе наименование кредитора (помните часть 1 ст.28 закона «О рекламе»: Реклама банковских и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги»?). Банк разместил на местной радиостанции рекламное сообщение, которое две недели транслировалось в эфире: ««Каждой семье комфортное жильё * новые квартиры от группы строительных компаний ОФЦ * это реально * Вам поможет ипотека от Костромаселькомбанка * Костромаселькомбанк к стабильности и благополучию вместе * тел. … * группа строительных компаний ОФЦ тел. …». Что же в нем не так? Оказывается, не указана форма собственности банка – общество с ограниченной ответственностью! Итог стандартный – 101 тысяча рублей штрафа. Спор дошел до кассации в Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа, который костромскому банку не помог и оставил решение о привлечении к ответственности в силе.

Страдают от санкций за ненадлежащую рекламу не только банки, но и их партнеры. ООО «Реалит» в Череповце решило продвинуть свои услуги по установке пластиковых окон в кредит в местной газете «Бизнес-Информ», разместив на первой странице объявление: «ОКНА ДВЕРИ ЛОДЖИИ_скидка рассрочка кредит». Кредит? А кредитор кто? А где сведения об условиях предоставления кредита (товарный, коммерческий, отсрочка, рассрочка платежа)? Не указано? Ага, нарушение требований части 7 статьи 5 закона «О рекламе». Штраф - стандартные 100 тысяч. И снова жалоба в суд, апелляция, кассация, и опять отказ, последний – в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа.

И попытка уклониться от указания стоимости услуги, заменив ее процентной ставкой (часть 7.1 статьи 5 закона «О рекламе»), тоже карается. Банк «Траст» установил при предоставлении потребительского кредита возможность подключения дополнительного пакета услуг «Добровольное страхование жизни и здоровья заемщиков по кредитам на неотложные нужды», указав плату за него в процентах. По мнению надзорного органа, это нарушает право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге. Банк привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП (нарушение иных прав потребителя) в виде штрафа 5 000 рублей.

Есть и экзотические случаи привлечения к ответственности. Рассмотрим пару таких.

УФАС Красноярского края оштрафовало банк «Кедр» на…, конечно, 100 тысяч рублей, за рекламу с изображением процесса курения. А это запрещено пунктом 3 части 5 статьи 5 закона «О рекламе». Обращение в суд и апелляция банку не помогли.

Ну, и напоследок, – совсем веселое. «Очкуешь, товарищ? С наличкой тревожно? Сделай же вклад в банке надежном!». С таким заманчивым предложением обратился в период финансового кризиса 2008 года к потенциальным клиентам «СКБ-банк», Территориальное управление ФАС креатив не оценило и квалифицировало его как нарушение части 6 статьи 5 закона «О рекламе»: использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

По традиции рецепт напоследок: каждое рекламное объявление и правомерность его распространения необходимо оценивать с точки зрения соответствия закону, прежде чем направлять потребителям, согласовывать с юристами, комплайенс-специалистами, а иногда – и с подразделением безопасности тоже. Ну, и сдерживать свой креатив. Не только в банках.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

Комментарии
Последние опросы
corner spacer corner
spacer
poll up
pool down
spacer
corner spacer corner
corner spacer corner
spacer
poll up
pool down
spacer
corner spacer corner