Пункты общественного доступа (ПОД) – это аппараты, расположенные в Центрах обслуживания населения (ЦОН) Республики Казахстан. На их экранах выведен портал электронного правительства, который есть в интернете в открытом доступе. Если у гражданина нет доступа в интернет на работе или дома, или он не умеет пользоваться порталом, то он может прийти в ЦОН и воспользоваться ПОДом, а консультанты расскажут и покажут что и как нужно делать.
Если гражданин ранее уже получал электронную цифровую подпись (ЭЦП), то он может заказать любую госуслугу через пункт общественного доступа, не дожидаясь очереди к оператору Центра.
Пункты общественного доступа очень удобны при получении электронных услуг, результаты которых приходят мгновенно.
Например, различные справки – адресные, по недвижимости, о судимости, регистрации юридического лица, регистрационные справки из ЗАГСа (с 2007 года по настоящее время, информация за более ранний период выдается в бумажном виде) о заключении или расторжении брака, смене ФИО, рождении ребенка и так далее.
Когда человек приходит в ЦОН за справкой, то консультанты изначально должны направить его не к оператору, а к пунктам общественного доступа. И если заявитель согласен, он может, воспользовавшись ПОДом и подписав заявление своей ЭЦП, мгновенно получить результат. Альтернативно в работе с ПОД может помочь консультант ЦОН, который запросит требуемые справки, пользуясь своей ЭЦП.
Информация о заказанных через ПОДы услугах консолидируется и регистрируется в системах мониторинга в ситуационных центрах, они фиксируются как заявки с портала электронного правительства с определенным уникальным кодом, показывающим, откуда поступило то или иное заявление.
Пункты общественного доступа просты и удобны в обращении, активно используются гражданами. Всего по республике Казахстан установлено около 1500 ПОДов, благодаря которым можно без очередей и лишнего ожидания получить электронные госуслуги, что значительно экономит время, и получить опыт самостоятельной работы с порталом электронного правительства.
Инфраструктура ПОДов – это подсистема, интегрированная с системой оказания госуслуг и обеспечивающая получение гражданами различных справок, которые могут быть сформированы путем обращения в соответствующие базы данных госорганов и распечатаны на аппаратах ПОД. К аппаратам приставлены консультанты, которые помогают гражданам пользоваться ими и объясняют, как самостоятельно работать с порталом электронного правительства, не выходя из дома. Функционал пунктов общественного доступа позволяет гражданам, не дожидаясь операторов, самостоятельно заказывать госуслуги.