Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » О технологии научной деятельности в ИТ-среде

О технологии научной деятельности в ИТ-среде

Значение научной продукции объёмнее общепонятной прикладной полезности. Модели систем знаний, описывающие апробированные результаты исследований, служат образцами моделей познаваемых объектов. На их основе создаются учебники и энциклопедии, строятся процессы просвещения и образования. Лучшие образцы научных рассуждений и описаний научных результатов служат примерами, на которых учатся. Результативных исследователей небезосновательно считают мастерами, а науку – мастерской познания [1].

Выбор научных проектов, достойных финансирования, и оценка полученных результатов – проблемы неубывающей актуальности для тех, кто обязан стимулировать научную продуктивность, подверженную влиянию множества факторов (включая технологии публикаций и рейтинги научных изданий). Информатизация, являющаяся одним из испытанных средств повышения продуктивности, не может быть эффективной без изменения существующих технологий описания научных результатов, публикации, обсуждения, оценки значимости, сохранения и распространения опубликованных научных материалов.

Продуктивность научной деятельности при преобладающем бумажном документообороте, безусловно, ниже, чем могла бы быть при использовании гипермедийного документооборота и современных сервисов интенсивно развивающейся ИТ-среды. Уходит бумажная почта, теряют тиражи многие бумажные газеты и журналы. На территориях, где есть интернет-доступ, всё труднее найти научных сотрудников, которые не пользуются сервисами глобальной сети. Имеющим постоянную широкополосную связь с Интернетом всё меньше оснований пользоваться бумажными ресурсами. Гипермедийные монографии, энциклопедии и журналы, словари и другие издания, доступные в глобальной сети, стали информационными ресурсами массового применения именно потому, что представлены в гипермедийной форме и выложены на сайтах с удобными для пользователей сервисами. Число и качество гипермедийных ресурсов прирастает довольно интенсивно. Бумага (как носитель для массовых изданий) неспешно отправляется в историю. Слишком неспешно.

Конечно, никакие изменения технологии не добавят изобретательности исследователям, но могут существенно улучшить условия: сетевой доступ к хранилищам формализованных моделей научных знаний, незамедлительная публикация и обсуждение на сайтах научных сообществ и др. Решение задачи повышения научной продуктивности с использованием средств ИТ-среды предполагает иные (по сравнению с нынешними) подходы не только к представлению научных материалов, но и к их созданию и апробации.

Изучаемые объекты и научная продукция

Изучаемые объекты относятся либо к природным, либо к изобретаемым. Природные объекты изучают физика, астрономия, биология и др. науки, а изобретаемые – информатика, электротехника, радиотехника и др.

Независимо от содержания научного результата и области, к которой он относится, его судьба существенно зависит от того, как составлено описание, насколько быстро и в каких изданиях оно опубликовано, как устроены процессы обсуждения, оценки значимости, распространения и др.

Целесообразность унификации описаний, сохраняемых в ИТ-среде, неоспоримо доказана успешным развитием автоматизированного проектирования в различных предметных областях (включая проектирование программных и аппаратных средств компьютеров). В эти дни для описаний научных результатов обычно регламентируются только структуры и форматы документов, хотя в ИТ-среде с описаниями научных результатов можно работать так же, как в САПРах работают с проектной документацией. При этом описания должны удовлетворять требованиям реализуемости в ИТ-среде.

Научный результат

Научный результат – модель системы знаний, описывающая совокупность объектов, включающую изучаемый объект, и связи между ними. Описание модели представлено в форме сообщения, рассчитанного на распознавание и интерпретацию научным сообществом.

Значение результата зависит от предсказательной силы, воспроизводимости и применимости модели, а также от свойств сообщения, содержащего её описание.

Инженерные модели

Изобретённая инженером модель – утверждение, описывающее принцип действия множества устройств или систем, которые могут представлять собой символьные или воплотимые «в металле» конструкции [важно: не одного устройства или системы, а множества (типа)]. При этом для истолкования и воплощения модели не требуется участие автора.

Если модель удовлетворяет требованиям, предъявляемым к научному результату, и обоснована целесообразность реализации устройств или систем, принцип действия которых описан моделью, то она, несомненно, является научным результатом. Научность модели не зависит от области знаний, к которой она относится (связь, электротехника, математика, физика, биология или что-то ещё).

Теории сопротивления материалов, электротехники, связи и многие др. – научный фундамент, имеющий непреходящее значение. Построенные на нём методы расчётов разного назначения апробированы поколениями инженеров (при проектировании мостов и зданий, электрических машин и линий электропередач, самолётов и морских судов, радио и тв-систем, космических кораблей и систем спутниковой связи – этот список даже не инженер может легко продолжить, внимательно посмотрев на мир вещей, без которых теперь и не обойтись. Все искусственные сооружения, которыми пользуется современный человек, изобретены и спроектированы инженерами.

Изучение изобретаемых объектов так же важно, как исследование природных: ведь исследования природных объектов ведутся с использованием изобретённых (методов s-моделирования, математического моделирования и др.).

Виды научной продукции

Основными видами научной продукции являются:

  • опубликованные модели знаний (представленные в статьях, монографиях, отчётах о выполненных НИР);
  • физически реализованные модели изобретённых объектов;
  • рецензии на модели знаний, изобретённые другими;
  • результаты образовательной и экспертной деятельности;
  • просветительская продукция (энциклопедические статьи; сайты, посвящённые популярному изложению научных результатов и др.).

Научные материалы:

  • статьи, монографии, отчёты о выполненных НИР и др. документы, содержащие описания результатов научных исследований, дискуссий, совещаний и др. составляющих научной деятельности;
  • физические модели, макеты научно-технических сооружений и др.

Гипермедийные научные издания

Гипермедийное научное издание — тип электронного издания, в котором публикуемые материалы представлены в форме гипермедийных документов.

В эти дни нет оснований для сохранения бумажных научных изданий, научных конференций с изданием бумажных трудов, нынешних принципов формирования редколлегий, рецензирования и обсуждения научных материалов.

Ложное связывание возможности продавать научные материалы с бумажной формой их представления – плод неосведомлённости: файлы научных статей, книг и др. продаются так же, как файлы программ, музыкальных произведений и др.

Распечатка и переплёт по заказу – повсеместно существующий коммерческий сервис. Кто экранам компьютеров предпочитает бумажные листы и согласен на неизбежные потери в информативности и своевременности, всегда имеет возможность реализовать свои предпочтения.

Каждый день недопустимо затянувшейся обороны владельцев и сторонников бумажных научных изданий дорого обходится науке:

  • гипермедийные научные материалы несопоставимо информативнее бумажных;
  • бумажные публикации недопустимо запаздывают (в лучшем случае на месяц, а как правило – на несколько);
  • невозможна неограниченная по времени открытая научная дискуссия (как в правильно устроенных гипермедийных научных изданиях);
  • доступность бумажных материалов несопоставима с доступностью гипермедийных;
  • опубликованные в бумажных изданиях неквалифицированные материалы, содержащие грубые ошибки, нет возможности прокомментировать (в правильно устроенных гипермедийных научных изданиях это можно сделать в любое время).

Недёшево обходится и налогоплательщикам содержание государственных бумажных научных изданий:

  • помещения, кадровый корпус, оборудование, материалы (включая бумагу, конечно);
  • библиотеки вынуждены тратиться на сканирование бумажных научных материалов вместо того, чтобы сразу получать их в гипермедийной форме; к тому же отсканированные и представленные в электронной форме материалы не становятся гипермедийными (т. е. их информативность не увеличивается по сравнению с бумажными оригиналами);
  • хранилища бумажных экземпляров имеют несопоставимо большие объёмы и их необходимо периодически расширять.

То, что нынешние электронные научные издания продолжают публиковать материалы ещё и в бумажной форме, определяется, прежде всего, позицией Министерства образования и науки Российской Федерации. Научные материалы в бумажной форме продолжает требовать ВНТИЦ [только в электронной форме эти материалы не принимаются (июль 2011)]. Большая российская энциклопедия (30-томник), выпускающаяся под научным руководством РАН, до сих пор не имеет гипермедийного аналога. Взгляните на список зарегистрированных электронных научных изданий и посчитайте, сколько из них отнесены к признаваемым ВАК. В этом списке нет научных изданий крупнейших исследовательских учреждений и университетов России (посмотрите, например, как представлен МГУ; примерно на том же уровне "непродвинутости" - и институты РАН). Учреждение Российской академии наук Всероссийский институт научной и технической информации РАН (ВИНИТИ РАН) до сих пор (июль 2011) принимает на депонирование научные материалы только в бумажной форме (вот цитата из инструкции ВИНИТИ о депонировании: "2.1. Научные работы представляются на депонирование в двух экземплярах на русском языке в печатном варианте."

В итоге читатели бумажных научных книг и журналов лишены навигационных возможностей (перехода по гиперссылкам и перекрёстным ссылкам), возможностей увидеть цветные иллюстрации, видеосообщения автора и тематические презентации. Читатели лишаются тех возможностей, которые делают материал не только выразительнее, но и объёмнее по смыслу.

Статьи, монографии, научные отчёты, труды конференций и др. материалы, выложенные на сайтах научных изданий, должны быть гипермедийными документами.  

Необходимо разработать правила регистрации и функционирования гипермедийных научных изданий.

Сервисы гипермедийного издания

Гипермедийное научное издание должно иметь набор сервисов, необходимых для:

  • регистрации пожелавших участвовать в работе издания (к ним относятся авторы, рецензенты и те, кто предполагает публиковать комментарии, оценки, предложения по улучшению работы издания);
  • управления базами данных, содержащими обращения участников, публикуемые материалы, рецензии и др.;
  • гипермедийного представления материалов (включая презентации и видеосообщения).

Право регистрации

Право регистрации гипермедийных научных изданий должны иметь аккредитованные научные и образовательные учреждения (научно-исследовательские институты и вузы).

Публикация

Исследователь должен иметь возможность незамедлительной публикации своей продукции в гипермедийных научных изданиях [статей и монографий; рецензий (обязательно подписанных) и комментариев; заметок и оценок; образовательных материалов].

Для публикации достаточно, чтобы представленный материал соответствовал тематике издания и был оформлен в соответствии с требованиями этого издания. Выложенный на сайте издания материал публично рецензируется и обсуждается научным сообществом.

Не только российские электронные журналы продолжают пользоваться устаревшими технологиями представления, рецензирования (анонимного и только назначаемого распорядителем от редколлегии) и принятия решений об опубликовании.

Неанонимное рецензирование необходимо для того, чтобы открыто и свободно указать на недостатки опубликованного материала. Авторы материалов, прошедших открытое рецензирование и форумное обсуждение на сайте научного издания, получают возможность не только улучшить свои материалы. Они (вместе с рецензентами и принимающими участие в обсуждении) повышают свою квалификацию.

Хранение и распространение

Зарегистрированные гипермедийные научные издания размещают в хранилищах те материалы, которые считают апробированными. Государственные хранилища опубликованных научных статей, монографий, отчётов о НИР, рефератов успешных соискателей учёных степеней и др. должны принимать материалы в гипермедийной форме.  Бумажные распечатки и пр. негипермедийные формы представления принятых материалов – только по заказу.

Сервисы каждого хранилища должны обеспечивать передачу материалов в интерактивном режиме: заполняется библиографическая карточка отправляемого на хранение материала → программа-робот хранилища проверяет её и, если всё в порядке, сообщает о готовности принять материал → после успешного завершения приёма материала робот завершает заполнение полей библиографической карточки, заверяет её цифровой подписью (эцп) администратора хранилища и отсылает подателю материала.

Целесообразно предусмотреть два типа сервисов хранения и распространения научных материалов: платный и бесплатный.

Сайты исследователя и преподавателя

Как правило, исследователь занимается и преподаванием.  Среди блог-сервисов, предлагаемых в ИТ-среде, легко найти подходящий для размещения научных и учебно-методических материалов

 Сайты исследователя – это и мастерская изобретателя моделей знаний, и средство их представления и продвижения. Для популяризации научных результатов и просветительства целесообразно использовать предложения наиболее популярных блог-сервисных компаний.

Авторство и оценка значимости

Следует чётко разделить научно-технические объекты авторства и не относящиеся к ним (произведения художественной литературы, музыкальные произведения и др.). Не всякое научно-техническое авторство должно служить основанием для повышения статуса [квалификационного, имущественного или информационного]. На научно-техническом авторстве можно заработать, если профессиональным сообществом признано, что объект авторства усовершенствовал систему научно-технических знаний или/и стал основанием для создания технологии, устройства или ещё чего-то, что производится и продаётся.

Если доказано воровство идеи или другой существенной части объекта научно-технического авторства, то автор должен получить часть штрафа, который обязан уплатить похититель (какую-то часть штрафа могут получить отыскавшие плагиатора и правовыми способами убедившие его уплатить штраф). То, что на авторстве зарабатывают деньги авторы, - это нормально. Ненормально, когда уровень доходов неавторов, кормящихся на регистрации и защите авторских прав, сопоставим с авторским или превосходит его.

Ненормально отсутствие адекватных определений объекта авторства, авторского права, права на получение авторского вознаграждения и др. сущностей, связанных с авторством. Необходима адекватная концепция регистрации объектов научного авторства и защиты авторских прав, которая может стать основанием для соответствующих государственных законов.

В ней должны содержаться ответы на следующие вопросы:

  • авторы вещей какого типа достойны статусного повышения?  
  • кто и каким способом должен определять типы вещей, которые целесообразно рассматривать как объекты авторства?
  • какие объекты авторства следует рассматривать как национальное достояние, а их описание - как важную часть государственных информационных ресурсов?
  • руководствуясь какими системами правил профессиональные сообщества авторов могут осуществлять экспертизу объектов авторства, претендующих на регистрацию и размещение в государственных хранилищах (библиотеках, архивах, музеях и др.)?

Положительное влияние на продуктивность научной деятельности могла бы оказывать система регистрации авторства и оценки значимости научных результатов, поддерживаемая государством. Ключевые роли в этой системе должны принадлежать научным сообществам. Может ли член сообщества, имеющий учёную степень по специальности, отнесённой к специальностям сообщества, не быть автором ни одного из признанных этим сообществом научных результатов? Ответы на этот и связанные с ним квалификационные вопросы, предложенные объединением научных сообществ, целесообразно оформить в виде положения о научном сообществе.  

Научным объектом признаваемого государством авторства (далее – н-объектом) служит научный материал, зарегистрированный и размещённый в государственном хранилище.

Субъектом научного авторства (далее – автором) может быть физическое лицо или несколько физических лиц. В электронном каталоге государственного хранилища н-объектов каждый из хранящихся н‑объектов должен быть представлен уникальным идентификатором и гиперссылкой на стандартную (для каждого типа н-объектов) гипермедийную спецификацию, включающую описатель автора (содержащий поля: ф.и.о., учёная степень и др.).

Символьные и несимвольные н‑объекты

Н-объекты делятся на символьные и несимвольные. К символьным н-объектам относятся монографии, записи алгоритмов решения задач с помощью компьютерных программ и др. символьные сообщения, для каждого из которых указаны язык (или языки) сообщения и средства, необходимые для интерпретации сообщения.

Отличительным признаком символьных н-объектов является относительно легко (по сравнению с несимвольными н-объектами) осуществляемые копирование без искажений и распространение копий.

К несимвольным н-объектам относятся физические модели, макеты научно-технических сооружений и др.

Авторские права и их защита

Авторское право возникает в момент зарегистрированной публикации объекта авторства, принадлежит только автору и не может быть никому передано.

Право на получение части или всего вознаграждения, связанного с авторством (право получения авторского вознаграждения), может быть передано в соответствии с юридически оформленным распоряжением автора. Правовая защита авторского права заключается в определённом законом преследовании нарушителей авторского права. Обязанность государства защищать авторское право возникает с момента регистрации объекта авторства в государственном хранилище. Выявлением фактов плагиата или иного нарушения авторских прав занимаются авторы и/или уполномоченные ими физические и/или юридические лица. Вознаграждение уполномоченных осуществляется в соответствии с договором, заключённым с автором или иным обладателем права получения авторского вознаграждения. Договорная плата за выявленное и доказанное нарушение авторского права - это часть предусмотренного законом штрафа, который нарушитель обязан выплатить автору или обладателю права получения авторского вознаграждения.

Открытие, изобретение, рационализация

Открытие – доказательство существования ранее неизвестного природного объекта. Например, если доказано существование элемента, отсутствовавшего в таблице Менделеева, – это открытие.

Изобретение – создание ранее неизвестного объекта. Изобретаются языки программирования (в информатике), формальные системы (в математике) и др. объекты.

Рационализация – усовершенствование существующего изобретения. Усовершенствуются технологии, устройства и др. объекты.

Определение значимости н-объектов (открытие, изобретение, или рационализация) осуществляется научными сообществами в процессах публичного обсуждения на их сайтах.

Подтверждение авторства и признание н-объекта

Свидетельство автора н-объекта – стандартный гипермедийный документ, подтверждающий авторство. Содержит уникальный идентификатор и спецификацию н‑объекта. В любое время может быть получен автором по запросу к сервису свидетельств авторов н-объектов государственного хранилища н‑объектов.

Профессиональное сообщество, признавшее н-объект, выставляет одну из трёх оценок значимости н-объекта: открытие, изобретение или рационализация.

Процесс признания н-объекта сообществом может находиться в одном из четырёх состояний:

  • не представлен для обсуждения;
  • обсуждается;
  • признан;
  • не признан.

В поле Кем установлена значимость заносится описатель сообщества, дата принятия решения, гиперссылки на протокол о принятии решения и базу данных материалов обсуждения н-объекта.

Унификация описаний

Признанные научными сообществами разных стран стандарты описаний н-объектов различных типов – необходимое условие организации процессов международного признания значимости н-объектов.  На стартовом этапе научным сообществам России целесообразно утвердить требование о представлении описания н-объекта не только на русском, но и на английском языке (ставшем де-факто международным языком исследователей).

Значение оценки продуктивности

Есть основания полагать, что предложенная оценка значимости н-объекта (открытие, изобретение, рационализация), признанная научным сообществом, не будет лишней среди существующих средств определения научной продуктивности.

Можно сделать несколько публикаций примерно об одном и том же в различных научных изданиях с хорошими рейтингами цитируемости. А вот получить положительную оценку значимости ранее оценённого н-объекта, представленного под изменённым названием, вряд ли получится.

Псевдоматематизация: разлагающая тенденция

Искусство прятать малозначительность или отсутствие сути в лукошке из формул издавна поощряется не только научными изданиями, диссертационными советами и чиновниками ВАКа.

Измеримость и количественные модели

Есть вещи, которые научились измерять: ввели единицы измерения, изобрели и построили средства измерения. Умеем измерять длину, массу, температуру и многое другое. Но ещё больше вещей, которые измерять пока не умеем.

На основе количественных моделей формулируются задачи: задавая значения переменных, считающихся известными, вычисляют значения переменных, считающихся неизвестными. Насколько адекватна количественная модель выясняют, сопоставляя вычисленные значения с измеренными.

Примеры псевдоматематизации

В экономике. Изобретателей "количественных теорий денег" [2-3], видимо, не смущал факт неизмеримости величин, которые включены в их "теории". Толкуя об общем количестве сделок, творцы этих "теорий" не различают сделки по видам (см. разд. 1.4 [4]). Кроме того, в этих «теориях» деньги (средство измерения стоимости товаров) тоже являются товаром, а сделки купли-продажи валюты и различных заменителей денег (так называемых ценных бумаг) неразличимы со сделками купли-продажи реальных товаров*.

В информатике. Прикрытие несуразиц посредством псевдоматематизации популярно и в информатике.

С первых шагов автоматизации программирования обозначились два направления, определяемые разными точками зрения на программу как объект разработки и программирование как процесс построения этого объекта.

Первое представлено работами, в которых программа изучается как формальный объект, а программирование - как процесс доказательства его существования. Второе — результатами, полученными в исследованиях и разработках, авторы которых не считают программу формальным объектом, а рассматривают её как сообщение, определяющее поведение автомата с заданными свойствами и существующее в символьном, кодовом и сигнальном воплощениях, связанных отношениями трансляции [5].

На чём держится маскарад

Псевдоматематическое прикрытие несуразиц поощряется не только научными изданиями, диссертационными советами и чиновниками ВАКа. Псевдоматематический маскарад применяется во всех случаях, когда хотят "что-то" выдать за научный результат. Расчёт маскарадников несложен: разбирающиеся в "предмете" вполне могут не совладать с псевдоматематическим прикрытием, а математики - с "предметом".

Отношение к гипотезам

Как возникла жизнь на нашей планете? Как сформировался человек разумный?

Подобных вопросов, ответы на которые могут быть представлены только гипотезами, довольно много.

Оценка правдоподобности любой научной гипотезы зависит не только от интеллектуального потенциала исследователя и подготовленности в области, к которой относится оцениваемая гипотеза. Оценка зависит и от устойчивости перед соблазном принять что-то на веру (не понимая!)

Истина или правота

И среди исследователей стремление быть правым часто преобладает над стремлением приблизиться к истине.

Приблизиться к истине

Изучить, исследовать интересующее. Приблизиться к пониманию его сути. Быть внутренне готовым искать, ошибаться и снова искать.

Искать, не заботясь о своей правоте.  Принимать только подтверждённое научными результатами приближение к истине. И неважно - кем оно добыто.

Доказать свою правоту

Нередко любой ценой. Получить подтверждение своей правоты от окружения. Ради этого идут на многое. 

Литература

  1. В. Д. Ильин. Технология научной деятельности: подход к повышению продуктивности // Управление большими системами, вып. 29, 2010 с. 88–107
  2. Friedman M. The Quantity Theory of Money: Arestatement, in M. Friedman, editor, Studies in the Quantity Theory of Money. Chicago: University of Chicago Press. Reprinted in Friedman, 1969
  3. Friedman M., Bordo M. The Optimum Quantity of Money. Aldine Transaction, 2006.
  4. Ильин В.Д. S-модель нормализованной экономической системы. М.: ИПИ РАН, 2010, 103p. – ISBN 978-5-902030-79-9
  5. А.В. Ильин, В.Д. Ильин. S‑моделирование объектов информатизации – М.: ИПИ РАН, 2010. – 412с. – ISBN 978-5-902030-86-7

_____________________________________

Тематически связанное сообщение:

Псевдоматематизация: формула любви

Это сообщение - на ленте новостей CNews 28 июля 2011 (скриншот).

S-экономика S-моделирование

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
Ведущий научный сотрудник
Образование и наука



Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>