Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Новый «правильный» склад – новые возможности для бизнеса

Новый «правильный» склад – новые возможности для бизнеса

Автор:  Владимир Пученков, директор практики Warehouse Management компании Columbus

Необходимость строительства нового склада, как правило, связана с хорошими для бизнеса новостями. Например, когда дело расширяется, и компании нужно завоевывать новые рынки сбыта или увеличивать объемы производства. Причина может быть и менее вдохновляющей – закончился срок аренды, и владелец помещения выставил новые невыгодные условия. Как бы то ни было, созданный по всем правилам склад может стать отличным объектом для инвестиций и обеспечить устойчивый рост бизнеса на долгие годы.

Именно поэтому строительство нового склада – стратегическая задача. Для начала компания должна определить его назначение (например, производственный склад) и задачи. При формулировании задач отделу логистики совместно со смежными подразделениями необходимо спланировать полную цепочку поставок товаров на склад и со склада, определить пропускную способность и товарные потоки, не забывая про их возможный рост. Всё это нужно для того, чтобы рассчитать мощность и величину склада – характеристики, которые в дальнейшем повлияют на выбор земельного участка или помещения.

Чёткое представление о целях и задачах склада позволит определить его целевое местоположение и описать ключевые требования: функционал, производительность, параметры входа и выхода. Это фундамент всего процесса, и ошибки на данном этапе приведут к серьезным последствиям. Например, недавно одна известная международная сеть спортивных товаров неправильно рассчитала выходящий грузопоток. Когда ошибку нашли, готовый проект склада пришлось срочно переделывать и добавлять место для двух отгрузочных доков.

Если не выловить неточности в базовых расчетах на этапе проектирования, компания может пострадать ещё больше – ошибка приведет к неэффективному использованию склада и сложностям в его работе. При создании складов крупной добывающей компании специалисты неправильно учли план производства и отгрузок. Погрешности никто вовремя не заметил, и в итоге один склад работал на износ, а другой стоял полупустым. Для компании, занимающейся продажей соляной кислоты, неверно рассчитали входящие и выходящие объемы. В результате на складе не хватило резервуаров для хранения, и соляная кислота хранилась в цистернах на улице. Зимой цистерну приходилось отогревать паяльником, чтобы перелить кислоту.

Выбор места и логистическая экспертиза

Вооружившись перечнем ключевых требований, можно начинать поиск вариантов. В первую очередь нужно правильно выбрать местоположение будущего склада. Учитываются основные поставщики, ключевые клиенты и направления движения грузов, радиус работы склада. К примеру, значительная часть поставок из Европы идет автомобильным транспортом через Польшу и Белоруссию, и тогда склад логично расположить на юге Москвы. Большая часть товаров из Китая следует морем до северных портов, следовательно, склад нужно строить на севере. Если же компания планирует отгружать малотоннажный транспорт для поставок в Москву, то хорошим местом станет окраина города. В том случае, если склад используется в качестве распределительного центра, подойдут и более отдаленные районы, где стоимость аренды ниже.

Определившись с зоной, необходимо составить перечень подходящих объектов. Среди них могут быть как участки под застройку, так и готовые склады или пустующие здания, которые можно переоборудовать под склад. Помещения должны подходить по качественным требованиям: класс объекта, необходимая площадь и нагрузка на пол, нужное количество ворот, форма здания, наличие работающей вспомогательной инфраструктуры и т.д.

Все возможные варианты надо оценить с точки зрения экономической привлекательности при прочих равных условиях (когда нам неважна форма собственности и расположение). Для этого предназначена матрица издержек. Включите в таблицу цену каждого из вариантов: стоимость аренды или строительства, коммунальные платежи, расходы на охрану, уборку, питание, содержание штата, траты на складское оборудование, ремонт подъездных путей, офисных помещений и т.д. В таблице также нужно учесть, насколько вырастут или упадут издержки на получение и доставку товаров по сравнению с сегодняшними показателями. Матрица позволяет объективно оценить, какой из подобранных участков наиболее привлекателен экономически.  

На этапе выбора следует проанализировать и другие важные вопросы: насколько хороши транспортные коммуникации в районе склада, насколько он близок к рынку сбыта, есть ли рядом ваши конкуренты, каков уровень жизни населения (это повлияет на покупательную способность), сможете ли вы найти складских работников и т.д.

Окончательно определиться позволит логистическая экспертиза наиболее подходящих участков. Она поможет понять, пригодны ли они для размещения склада нужной величины со всей его инфраструктурой. Специалист должен рассчитать площадь самого склада, зеленых насаждений, требуемых по ГОСТу, парковки для грузовиков и автомобилей сотрудников и подъездных путей – как правило, на складе нужны дороги для кольцевого движения машин и площадка для остановки у ворот. В случае отсутствия коммуникаций учитывается место под строительство котельной, компрессорной и прочих служебных помещений, а также офисов. Если участок подходит по размеру, нужно проверить внешние подъездные пути: качество покрытия, удобство заезда и выезда с соседних дорог, загруженность транспортом.

Генплан и проект

Идеальный участок куплен, и теперь можно приступать к созданию генплана складского хозяйства и проектированию самого склада. На этом этапе разрабатывают оптимальную систему складирования и определяют все её характеристики с учетом специфики товара и грузообработки. Особое внимание надо уделить определению технологических процессов и зон будущего склада.

Не следует откладывать выбор системы автоматизации (WMS). Это нужно сделать именно сейчас, поскольку у компании уже есть представление о размерах склада и интенсивности его работы, ключевых складских процессах и объемах грузопотоков. Выбирая WMS из множества представленных на рынке продуктов, обратите внимание на её гибкость, точность поддержки выполнение всех операций на складе, оцените возможность интеграции с существующей или будущей ERP-системой, складским оборудованием. К примеру, хорошо зарекомендовали себя решения на базе MicrosoftDynamicsAX 2012.  Если на складе будут храниться разные товары, например, продукты питания и бытовая химия, то WMS должна уметь различать разных технологий обработки. Очень важно учитывать затраты на систему, причем не только на покупку и внедрение, но и на дальнейшую поддержку. 

На основе бизнес-процессов проектируется организационная структура склада и рассчитывается численность персонала (эти цифры пригодятся и для более точного расчёта площади офиса). Кстати, умная WMS не отменяет потребности в квалифицированном персонале. Принципиально важно набрать опытных управленцев. В частности, директор склада должен быть ответственным, честным, авторитетным и честолюбивым руководителем, который сможет обеспечить чёткий контроль и соблюдение регламентов работы. При этом он должен выступать инициатором инноваций на складе. 

Вариантов проекта склада может быть несколько. Окончательный выбор делается после экономических расчетов показателей по каждому из проектов: проектной мощности, годового грузооборота, фондоемкости, фондоотдачи, годовой прибыли и окупаемости. После выбора оптимального проекта приходит время приступать к строительству склада.

Обычно компании редко промахиваются с выбором места и площадки, поскольку хорошо представляют себе свои потребности. Основные проблемы возникают на последнем этапе – при проектировании, и чаще всего компании не справляются с оптимальным планированием бизнес-процессов будущего склада. Детальная проработка складских процессов совместно с опытной командой поставщика WMS позволит добиться наиболее детальной автоматизации склада и максимальной эффективности его работы.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Комментарии
Другие публикации
RU, Москва
+7 495 363-55-80
Информационные технологии

Columbus – международная консалтинговая компания, признанный эксперт в области разработки, внедрения и развития корпоративных информационных систем и приложений. Предлагает отраслевые решения и ноу-хау для предприятий пищевого и дискретного производства, розничной торговли и дистрибуции, сферы услуг. Профессиональная репутация Columbus, которая складывалась с момента основания компании в 1989 году, выражается в более чем 6000 успешно реализованных проектах.

Адрес: 115114 Россия, Москва, улица Летниковская, д. 10, стр. 5, 6 этаж, Тел.: +7 495 363-55-80+7 495 363-55-80, Факс: +7 495 363-55-81

Контактные лица: Морозова Ирина (mori@columbusglobal.com); Кузнецова Татьяна (taku@columbusglobal.com)

You'll need Skype CreditFree via Skype

Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>