Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Контекстно-информационное обучение на основе интеграции науки и бизнеса

Контекстно-информационное обучение на основе интеграции науки и бизнеса

Одним из основных теоретических направлений в отечественной педагогике является использование деятельностного подхода к обучению. В соответствии с деятельностным подходом наиболее эффективно знания усваиваются не во время передачи информации, а в процессе активного воздействия обучающегося на объект обучения.

Для того чтобы в сознании возник образ какого-то явления, человек должен вступить в контакт с окружающим миром. Деятельность предполагает достижение определенных целей и порождается личностными мотивами. Знания являются результатом деятельности. Качество знаний зависит от характера и свойств деятельности, в рамках которой они сформированы.

Большое влияние на развитие деятельностного подхода оказала теория поэтапного формирования умственных действия П.Я. Гальперина, в которой учение рассматривается как совокупность определенных видов деятельности, во время которых происходит овладение навыками и умениями с одновременным усвоением необходимых для этого знаний.

Целостное теоретическое обобщение различных форм и методов активного обучения дано в теории контекстного обучения, разработанной А.А. Вербицким.

По определению А.А. Вербицкого контекстным «называется такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности».

Главной категорией в теории А.А. Вербицкого является понятие контекста, под которым понимается система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на его восприятие и понимание.

Профессиональный контекст - это совокупность предметных задач, организационных, производственных форм и методов деятельности, характерных для определенной профессии, включающих условия, содержание, ситуации, взаимоотношения специалистов. Создание контекста предполагает своеобразное погружение в среду будущей профессии.

Переплетение познавательных мотивов с профессиональными приводит к появлению интереса и личностного отношения к изучаемому предмету. В этом проявляется смыслообразующее влияние контекста профессиональной деятельности на учебную деятельность.

Теория контекстного обучения является эффективной основой для проектирования инновационных технологий активного обучения, в том числе с использованием информационных технологий.

В идеале обучение должно вестись в настоящей профессиональной среде, но в большинстве случаев это невозможно.

Поэтому характерной особенностью контекстного обучения является моделирование различными способами предметного и социального содержания реальной предметной деятельности. Данная форма учебной деятельности называется «квазипрофессиональной» или подобно-профессиональной.

Контекстное обучение с использованием информационных технологий основано на создании виртуальной информационной моделирующей среды, позволяющей воссоздать контекст профессиональной деятельности.

Например, в настоящее время производственный и экономический учет на крупных промышленных предприятиях ведется с помощью корпоративных информационных систем, таких как «Галактика», SAP R3, «1C:ERP Управление предприятием 2.0». Проектирование подобных информационных систем основано на модели производственных и товарноденежных отношений, возникающих в процессе деятельности предприятия. Именно поэтому корпоративные информационные системы являются идеальной средой для имитации производственных ситуаций в учебных целях.

Основой имитирования хозяйственной деятельности является моделирование документооборота предприятия, сопровождающего управленческие производственных процессы.

Для воспроизводства реальных производственных ситуаций в информационной среде могут применяться различные методические приемы. Наиболее простой метод - разработка больших сквозных контекстно-обучающих задач (бизнес-кейсов). Каждая задача содержит набор документов, отражающих один или несколько взаимосвязанных бизнес-процессов предприятия.

Корпоративные системы могут быть использованы для проведения деловых игр. Можно создать виртуальное предприятие с определенным набором рабочих мест. Каждое рабочее место имитирует аналогичное рабочее место на реальном предприятии с тем же самым набором должностных обязанностей и функций. Так определяются роли участников деловой игры.

С помощью сценария деловой игры, разрабатываемого преподавателем, моделируется коллективное взаимодействие участников, что, в конечном счете, приводит к созданию в учебной среде контекста профессиональной деятельности.

Например, в системе «1C:ERP Управление предприятием 2» могут быть смоделирована работа специалистов в следующих подсистемах:

Управление производством. Главная задача подсистемы - оптимизация процессов управления производственной деятельностью предприятия. В подсистеме можно осуществлять планирование производства с составлением графиков производства и контролем их выполнения как на межцеховом уровне (уровне главного диспетчера) так и на внутрицеховом уровне.

Организация ремонтов. Подсистема позволяет осуществить полноценную работу по планированию и обеспечению планово-предупредительных ремонтов на основе регистрации всех необходимых данных об объектах эксплуатации и заказов на ремонт.

Складское хозяйство и управление запасами. Адресное хранение товарноматериальных ценностей с автоматическим подбором места хранения позволяет оптимизировать учет складских запасов и материальных потоков.

Управление затратами и расчет себестоимости. В данной подсистеме организуется сбор всех затрат предприятия в установленных разрезах с обособленным учетом себестоимости по заказам и формированием финансовых результатов по центрам ответственности.

Также в состав «1С: ERP Управление предприятием 2» входят подсистемы:

  1. управление продажами;
  2. управление закупками;
  3. управление взаимоотношениями с клиентами;
  4. управление персоналом и расчет заработной платы;
  5. управление финансами;
  6. бюджетирование.

Регламентированный бухгалтерский учет по российским стандартам бухгалтерского учета и в соответствии с МСФО (международными стандартами финансовой отчетности).

Мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия.

Таким образом, функциональные параметры системы обеспечивают возможность моделирования процессов планирования производства, а также полный спектр учета производственно-экономических операций [3].

В соответствии с теорией контекстного обучения деловая игра строится на двух моделях имитационной модели, воссоздающей предметный контекст профессиональной деятельности, и игровой модели.

Имитационная модель включает следующие элементы:

  1. педагогические цели игры;
  2. предмет игры, замещающий предмет реальной практической деятельности;
  3. графическую модель ролевого взаимодействия участников;
  4. систему оценивания.

Игровая модель включает:

  1. игровые цели;
  2. комплект ролей и функций и функций игроков;
  3. сценарий игры;
  4. правила игры.

Компьютерный класс, где все компьютеры объединены в сеть, аналогичен подобной сети на предприятии. Работа в среде корпоративной информационной системы позволяет воссоздавать ситуации, подобные ситуациям, возникающим в профессиональной деятельности.

Каждый компьютер в сети имитирует рабочее место специалиста, который имеет доступ к единой информационной базе, что является основой для коллективного взаимодействия участников.

Рассмотрим элементы имитационной модели игры в системе «1С:Предприятие 8».

Педагогическими целями игры являются:

  • изучение профессиональной компьютерной системы;
  • знакомство с механизмом управления предприятием;
  • получение навыков коллективного взаимодействия при решении проблемных задач.

Предмет игры - имитация работы специалистов предприятия на различных участках. Генерация производственных проблемных ситуаций происходит с помощью документов, обрабатываемых в системе, и указаний руководителя игры.

Игровые цели и связанные с ними системы оценок могут быть различными. Оцениваются как результаты каждого участника, так и качественные результаты работы игровых групп.

Опыт проведения подобных игр в системе «1С: Предприятие», показывает, что они являются эффективным инструментом обучения, несмотря на то, что требуется большая подготовка. Создать модель управления конкретным производством нелегко, для этого необходимо хорошо знать основы реальной производственной деятельности.

Теория контекстного обучения ставит своей целью преодоление основного противоречия современного профессионального образования: несоответствия получаемых знаний реальным потребностям, возникающее из-за того что овладение профессиональной деятельностью осуществляется в рамках качественно иной учебной деятельности. Предмет учебной деятельности часто не совпадает с предметом реальной деятельности, поэтому полученные знания, не имеют практического применения.

Указанное противоречие приводит к появлению различных систем дополнительного образования, профессиональной подготовки и корпоративного обучения. Также наблюдается стремление бизнес - структур активно влиять на подготовку специалистов необходимой квалификации через создание базовых кафедр и участие в разработке учебных стандартов.

Примером успешной системы корпоративного обучения может служить учебная деятельность фирмы 1С - лидера на рынке программного обеспечения в области экономического учета.

В настоящее время программы фирмы 1С используются в большинстве организаций РФ и ближнего зарубежья, что и вызвало необходимость создания разветвленной системы корпоративного обучения.

Учебная деятельность фирмы 1С ведется по многим направлениям. Прежде всего, это непосредственное обучение программированию и работе с программными продуктами в трех учебных центрах 1С.

Учебные центры предлагают как очные, так и дистанционные курсы обучения в разных форматах. После прохождения курса выдается соответствующее удостоверение. Все курсы обеспечены методической литературой, издаваемой в собственном издательстве «1С- Паблишинг».

В 1С создана собственная система оценка качества знаний и сертификации. После сдачи экзамена можно получить сертификат «1С: Профессионал» по разным направлениям компьютерного экономического учета. Данные сертификаты ценятся на рынке труда, поэтому находится много желающих их получить.

Конечно, трех учебных центров недостаточно для обучения всех желающих. Поэтому в 1С пошли по пути создания Центров сертифицированного обучения (ЦСО) по всей стране. Обучение в ЦСО ведется только по сертифицированным курсам, созданным преподавателями главных учебных центров 1С. Преподаватели ЦСО должны пройти специальную подготовку и сдать экзамен на право преподавания. В настоящее время в РФ работает более 400 Центров сертифицированного обучения.

Фирма «1С» не ограничивается обучением в собственных учебных центрах. Очень большое внимание уделяется взаимодействию с образовательными учреждениями всех уровней, входящими в структуру формального образования. Более 3000 учебных заведений разных уровней заключили с 1С договоры на поставку программных продуктов по низким ценам и договоры по организации сертифицированного обучения.

Учебным заведениям предоставлена возможность бесплатно пользоваться лицензионными версиями программ 1С через облачный сервис «1С: Предприятие 8 через Интернет для учебных заведений».

Доступность программного обеспечения приводит к тому, что преподаватели имеют необходимый инструментарий для применения разнообразных методов контекстного обучения, позволяющих использовать данные системы для создания информационных сред, моделирующих работу предприятия.

Ежегодно уже 17 лет с помощью фирмы 1С проводится конференция «Новые информационные технологии в образовании». Постоянно проводятся Дни 1С: Карьеры, различные всероссийские и международные конкурсы по программированию и дипломному проектированию.

Особо следует сказать об участии фирмы «1С» в учебной деятельности учреждений высшего образования. Фирма «1С» является активным членом Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), участвующей в разработке профессиональных стандартов для преподавания дисциплин в области информационных технологий. Работа над стандартами ведется постоянно. В 2015 году актуализированы профессиональные стандарты «Специалист по информационным системам», «Руководитель проектов по информационным технологиям. Кроме того, всячески поддерживается работа по встраиванию сертифицированных курсов «1С» в образовательные программы [4].

Перспективным направлением также является создание базовых кафедр 1С в учреждениях высшего образования. Работа на базовых кафедрах позволяет непосредственно влиять на учебный процесс подготовки будущих кадров ИТ-индустрии.

Подобная интеграция, обеспечивающая формирование контекста профессиональной деятельности, несомненно, способствует повышению качества обучения.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
1 год назад | категории: Бизнес: Кадры
Комментарии
Другие публикации
UA, Киев
Информационные технологии

Пробую стать блогером




Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>