Главная » Блоги Экспертов И ИТ-Компаний » Юридические аспекты инфобизнеса

Юридические аспекты инфобизнеса

Что такое инфобизнес? Полагаю, если Вы – хоть сколько-нибудь активный пользователь Интернета, то Вы без труда ответите на этот вопрос. Инфобизнес давно перестал быть просто продажей информации. Сегодня под этим словом подразумеваются всевозможные курсы, тренинги, программы обучения, семинары и онлайн школы.

Суть инфобизнеса в том, что некое лицо (или группа лиц), достигшее определенного положительного результата в какой-либо области, за деньги делится своим опытом с другими лицами, желающими достичь такого же результата.

К сожалению, мода на инфобизнес привела к тому, что хорошую задумку (как это обычно бывает) стали портить. Начали, как грибы после дождя, появляться школы успешных миллионеров, продвинутых бизнесменов, перспективных предпринимателей и чего вообще только нет. На самом же деле, зачастую оказывается так, что красноречивый молоденький коуч-миллионер сам этого миллиона-то в глаза никогда не видел. Или видел, но исключительно в папином бумажнике; а все демонстрируемые последователям спортивные машины и особняки купили папа и мама, поднявшие в 90-е года нормальные деньги и легализовавшиеся сейчас в строительстве или добыче полезных ископаемых. Бывало и такое. Так что при выборе курсов надо быть очень внимательным.

Мне повезло – я в своей практике работал только с профессионалами. Те из моих клиентов, кто имеет онлайн школу или проводят личное обучение, практикуют в какой-либо узкой профессиональной области и учат своих слушателей именно профессиональным навыкам и секретам какого-то конкретного дела.

Хорошо построенный инфобизнес может приносить неплохой доход. К тому же, этот бизнес достаточно безопасен с юридической точки зрения, правовые риски тут минимальны; если правильно всё построить с точки зрения закона и договорной базы. Об этом и будем сегодня говорить.

Инфобизнес в нашей стране обычно строится по двум основным схемам:

1) Коуч, обладающий знаниями и готовый ими поделиться, обращается к некому лицу, которое обеспечит продвижение программы и имени коуча на рынке, сделает продажи и привлечет слушателей (назовем условно такое лицо продюсером).2) Коуч самостоятельно организует весь процесс продвижения своего информационного продукта, выполняя роль и организатора и непосредственного исполнителя-докладчика.

 

В первом случае отправной точкой является закрепление отношений коуча и продюсера. Важно понимать, кто является инициатором этой деятельности, кто какие функции выполняет и как распределяются доходы. В зависимости от этих договоренностей необходимо составить и заключить соответствующий договор.

Если коуч нанимает продюсера, то из договора должно четко следовать кто заказчик, а кто исполнитель. Функции продюсера должны быть четко описаны и установлена ответственность.

Если продюсер привлекает коуча, то обеим сторонам надо минимизировать свои риски, связанные с интеллектуальными правами, детально описать программы, информационные продукты и степень участия коуча.

Если же коуч действует сам, то должна быть подготовлена соответствующая договорная база, которая будет использоваться для привлечение вспомогательного персонала (дизайнеры, рекламщики, операторы и т.п.)

Приведенные выше договоры между коучем и продюсером не поименованы в Гражданском кодексе, но по своей природе они вполне могут сойти за договоры возмездного оказания услуг с элементами некоторых других правоотношений.

Следующей важной вехой в отношениях коуча и продюсера является определение того, как будут строиться отношения с потребителями. На первом этапе они уже определили, от чьего имени будут оказываться информационные услуги. Теперь время подумать, как правильно выстроить работу со слушателями.

Если Ваш инфобизнес работает в секторе B2B (нацелен на потребление предпринимателями и юридическими лицами), то тут всё достаточно просто. В этом случае то лицо, от имени которого организуется мероприятие, заключает с клиентом договор возмездного оказания услуг. Не рекомендуется называть эти услуги образовательными или обучением, т.к. эта деятельность является лицензируемой и четко регламентируется Законом об образовании.

Если Ваш инфобизнес работает в секторе B2C (нацелен на потребление физическими лицами), то Вам необходимо обеспечить выполнение требований законодательства, направленных на регулирование отношений с гражданами. В частности, позаботиться о наличии кассового аппарата, подключить эквайринг. Также не стоит забывать, что если Вашими клиентами являются граждане, то Ваша деятельность должна соответствовать требованиям Закона о защите прав потребителей. А когда Вы делаете себе рекламу (и для B2B и для B2C) следует соблюдать нормы законодательства о рекламе.

Часто возникает вопрос: если коуч действует полностью самостоятельно, то может ли он осуществлять такую деятельность без регистрации в качестве ИП или юридического лица?

Тут необходимо вспомнить, что именно признается предпринимательской деятельностью. Согласно ст.2. ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Ключевые слова тут – систематическое получение прибыли. Каких-либо критериев систематичности в законе нет. То есть в принципе любому дееспособному гражданину можно заниматься законной деятельностью и заключать с другими лицами любые договоры (в том числе возмездные) без специальной регистрации. Главное, чтобы такая деятельность не была систематической. В противном случае может наступить ответственность за незаконное предпринимательство.

Конечно, если мы говорим о полномасштабном инфобизнесе, то рекомендуется регистрироваться как ИП или открывать юридическое лицо. Если же Ваши семинары носят разовый характер, а слушателями являются физические лица, то возможно провести 2-3 Ваших мероприятия и без регистрации, заключив с каждым клиентом отдельный договор. Такой подход допустим в самом начале Вашего пути в качестве инфобизнесмена. Но в любом случае вопрос о систематичности в случае привлечения Вас к ответственности будет решаться соответствующим должностным лицом.

Если Вы ведете свой бизнес в формате онлайн-школы, то Вам необходимо позаботиться о правильном договоре-оферте. Оферта хороша тем, что процесс заключения максимально упрощен, а факт заключения договора может подтверждаться простым конклюдентным действием (например, предоплатой). Причем такой подход подойдет не только при работе с физическими лицами, но и с юридическими. В некоторых случаях я целенаправленно рекомендую своим клиентам из сектора B2B использовать оферту счет.

Наконец, стоит задуматься и об авторских правах. Грамотная, уникальная авторская методика, положенная в основу инфобизнеса – фундамент успеха. Многие тренеры и лекторы обращаются к юристам с просьбой зарегистрировать и защитить каким-либо образом их методики. Мы – юристы – зачастую вынуждены их разочаровывать.

Во-первых, известно, что согласно п.4. ст.1259 ГК РФ, авторские права не подлежат какой-либо регистрации. Во-вторых (и это самое главное), согласно п.5. той же статьи, авторские права не распространяются на методы, идеи, концепции, принципы, способы. Методика – это обычно способ проведения обучения; метод передачи опыта, концепция ведения мероприятия и т.д. Такие объекты охране не подлежат.

Также часто просят «запатентовать идею». Например, приходит человек и говорит, что придумал открыть курсы по обучению рисованию вином и зеленкой. И никто кроме него так рисовать не умеет, и только он хочет этому обучать и просит защитить его идею, чтобы быть монополистом. И забывает он при этом, что монополистическая деятельность пресекается и не допускается действующим законодательством; в том числе, поэтому и изъяты перечисленные выше объекты из списка охраняемых. В некоторых случаях, правда, возможно патентование способов. Но для этого способ должен отвечать требованиям, установленным патентным правом. Отвечает Ваш результат интеллектуальной деятельности этим требования или нет – поможет разобраться патентовед или патентный поверенный.

Если же говорить именно об авторском праве (не о патентном), то в рамках инфобизнеса могут охраняться другие объекты. Например, уникальные иллюстрации или видео уроки. Может также охраняться и сам текст Вашей методики или текст занятий, проводимых Вами. Но на практике такая защита и охрана именно текста принесет мало толка. Если кто-то решит скопировать Ваш материал, достаточно будет изложить Ваши идеи другими словами и никакого нарушения уже не возникнет.

Из заблуждений, касающихся возможности защиты идей, вытекают и частые ошибки при намерении продвигать свой инфобизнес по франшизе. Подробно о франчайзинге мы говорили в другой статье. Скажем лишь кратко: важная особенность договора коммерческой концессии (франчайзинга) - это присутствие среди передаваемых прав в обязательном порядке права использования товарного знака. Если в Вашем комплексе прав товарного знака нет, то о договоре коммерческой концессии (в полноценном его понимании) можно забыть, и придется заменять его рядом лицензионных договоров. Но часто такое положение дел является даже преимуществом, т.к. лицензионные договоры не подлежат регистрации и вообще более гибкие.



Источник: https://zakon.ru/blog/2019/01/24/yuridicheskie aspekty infobiznesa


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
2 месяца назад | тэги: Блоги
Комментарии
Другие публикации
RU, Санкт-Петербург
(812) 988-12-14
Юриспруденция

Практикующий юрист, специализирующийся в сфере правовой охраны и судебной защиты программного обеспечения, интеллектуальной собственности IT компаний и иных объектов авторского права. Опыт работы в области права с 2006 года; опыт работы в области IP/IT с 2008 года.




Забыл пароль?
Авторизоваться через
Зарегистрируйся сейчас!
Присоединяйся к нашему обществу для того чтобы познакомиться с новыми людьми, создать собственный блог, публиковать анонсы событий и объявления, а также участвовать в обсуждении публикаций CNews. Мы создали единое пространство для общения специалистов рынка информационных технологий и всех, кто интересуется современными технологиями. Регистрация =>